krоt : … и Аз воздам (или развернутый комментарий к креативу Мальдорора «Азъ грешен... (к слову о религиях)»)
01:19 15-09-2003
Предисловие: Я стал это писать в комментариях к вышеназванному креативу Мальдорора, но поняв, что получается слишком много, решил написать это отдельным креативом.
Постоянно сравнивая христианство и иудейство, автор, тем не менее делает абсолютно неправомерные выводы. Точнее не столько неправомерные, сколько не совсем верные в силу незнания фактического материала.
Буквально сразу же после смерти Христа, именно иудейская диаспора становится активным проводником христианства среди населения Империи.
Вот тут стоит остановится по подробней и понять почему же это произошло. Дело в том, что учение скромного раби Иешуа никогда не имело какого то всеобъемлющего влияния в Иудее. Это была просто одна из бесчисленного количества сект ессейского толка, коих на землях царя Ирода (кстати идуменянина и следовательно соотечественника Иешуа, а не иудея) было бесчисленное множество. Единственным, пожалуй значимым отличием учения Христа от остальных было то, что Иешуа привлекал внимание верующих к своей персоне не намного меньше, чем к персоне самого Яхве. Однако, у христианства (хотя, это уже скорее заслуга апостола Павла, нежели самого Иешуа) была одна черта которая кардинально отличала его от иудаизма - прозелитизм. В отличии от иудаизма, религии отнюдь не моно, но генотеистической (т.е. поклонению богу своего племени), христианство не ограничивало количество своих сторонников только иудеями. Многочисленная иудейская диаспора довольно быстро поняла те выгоды которые может принести ей этот «интернациональный иудаизм» в плане влияния на население Империи. К этому мы вернемся чуть позже, а пока рассмотрим ситуацию сложившуюся в Римском государстве к тому времени.
Сколько бы уважаемый Мальдорор не превозносил прелести религий языческих, однако являясь феноменом общества гораздо менее развитого нежели империя объединявшая тогда значительную часть цивилизованного мира, политеизм не мог уже удовлетворять нужды столь обширного государства.
Централизованная империя, жившая по единым законам и даже устройству повседневной жизни и характеру построек бывшая унифицированной на всей своей территории, не могла себе позволить такую роскошь как множество разномастных богов меняющихся от территории к территории. Это мешало дальнейшему цементированию населения государства в единое целое, потому уже к началу 2 века многие образованные люди начали понимать всю выгоду монотеизма для Империи. Однако, это отнюдь не значило, что это был выбор в пользу христианства.
Дело в том, что кроме христианства в Империи существовало большое количество монотеистических культов, начиная от герметистов и гностиков и кончая довольно популярным на Востоке империи зороастризмом. На рубеже 1 и 2 веков н.э. в Римском государстве гораздо более популярен, нежели христианство был культ Митры – бога солнца имеющего иранские корни и традиционно связанный с зороастризмом. Трудно сказать почему императоры не решались сделать этот культ официальным в Империи. Скорее всего, на это повлияла связь митраизма с Ираном, бывшим под контролем Парфянского царства, злейшего врага Рима.
Возвращаясь к способствованию иудейских общин к распространению христианства, стоит отметить, что значительное количество древнехристианских обрядов появляется совершенно непонятно откуда, без всякой связи именно с первоначальным учением Иешуа. Это могло бы вызвать удивление, если бы не тот факт, что первоначально адептами христианства и учителями-епископами были сами иудеи которые пропагандировали христианство. Причем, стоит отметить, что первыми христианскими прозелитами были отнюдь не оборванцы с окраин Рима, а люди образованные и состоятельные. Дело в том, что необразованный плебс того времени просто бы не воспринял абстрактную для него концепцию единого бога, ему ближе были боги-олимпийцы с их постоянными дрязгами между собой и мало чем отличавшихся от них самих по характерам. По сути дела, на этом этапе своего развития, хритстианство являлось неким «троянским конем» для увеличения иудейского влияния в Империии. Движение христиан ширилось, вместе с ним ширилось и влияние стоявшей за этим иудейской верхушки. Тут стоит отметить рескрипты императоров (правда немного позднейшего времени) запрещавшие иудеям иметь рабов-христиан. Факт, который следует расценить как очередной элемент антииудейской политики целенаправленно Римом проводимой и окончившейся практически полным уничтожением населения Иудеи после восстания Симона Бар-Кохбы. Следует учитывать то,, что к тому времени не менее 50% населения Империи было христианами (в том числе и рабы) и владение иудеями большим количеством рабов-христиан было небезопасно для государства, поскольку на протяжении 2 веков Иудея была главным очагом нестабильности на востоке Империи и отношение римлян к иудеям в то время было не лучше чем , скажем, отношение современного рядового россиянина к чеченцам.
Однако в том то и заключается феномен христианства, что на определенном этапе его развитие стало лавинообразным и бесконтрольным. Император Диоклетиан с удивлением отмечал, что путешествуя по землям Империи он встречает христиан везде где только не ступала его нога. Однако, гениальный политик того времени не смог разглядеть все выгоды несший для него союз с христианством и поменяв плюс на минус решил, что раз христиан стало слишком много, то надо их количество подсократить.
В этой связи нельзя не отметить прозорливости императора Константина издавшего рескрипт о свободе вероисповедания, фактически сделав христианство главенствующей религией Империи. Сделав выбор между митраизмом и христианством в сторону последнего, Константин почти на 1200 лет (если считать и Византию) определил официальную политику Империи, в которой население было спаяно не по национальному, а по религиозному принципу. Действительно, Мальдорор правильно подмечает, что уча покорности и смирению христианство способствует (вернее способствовало) усмирению населения. Однако именно благодаря этому смогла так долго просуществовать православная Византия, где население порой интересовалось религией сильнее чем собственно реальной жизни. Прокопий Кесарийский отмечает, что «на улицах ВизАнтия можно встретить больше богословов нежели в храмах».
Христианство способствовало скреплению население в единое целое не только в Византии но и в упоминаемых Мальдорором Руси и Скандинавии. Недаром, что выбор христианства как государственной религии был осуществлен двумя правителями-собирателями земель этих стран – Владимиром Святославовичем и Олафом Трюгвассонм соответственно. Понимая, что единство земель подразумевает и единство нации, эти двое сделали свой выбор в сторону христианства, отнюдь не от того, что их «попы обманули», а четко понимая преимущества монотеизма (а как мы поминим, князь Владимир долго выбирал между христианством исламом и иудейством, что свидетельствует не столько о желании князя принять христианство, сколько установить на своих землях монотеизм, как религиозную формацию более совершенную нежели язычество) сделали свой выбор.
Стоит отметить, что довольно часто мелькают статьи обвиняющие христианство в разложении Римской Империи, тлетворным влиянием на последующие государства итд. Позволю не согласится с этим. Римская Империя (вернее ее Западная часть) пала отнюдь не от разрушительного влияния христианской идеологии, а от событий никоим образом с этим не связанных, а именно того, что до Европы к тому времени докатилась волна Великого переселения народов, начавшаяся несколькими веками раньше, и общего экономического кризиса в западных провинциях Империи.
Стоит только сказать, что наивысшего своего развития Византия достигла в момент самых решающих для христианской церкви событий, а именно Вселенских соборов, принявших Символ Веры, которого придерживаются с поправкой на конфессиональные различия православные и католики до сих пор.
В заключении стоит отметить, что христианство сыграло свою положительную роль в период когда это было нужно, являясь средством объединения различных языческих племен, у каждого из которых был свой сонм богов в единые нации, кои существуют на этот момент. А обвинения что христианство «религия рабов» итд, по меньшей мере смешны, потому что будем откровенны, на данный момент христианство является скорее неким культурным фактором объединяющем людей, нежели средством влияния на умы. Стоит отметить хотя бы тот факт, что в России число истинно верующих людей не превышает 6%, а в Европе показатели и того ниже около 4%, для остального населения христианство не более чем культурная традиция доставшаяся от предков. Так давайте же ее уважать.