Kambodja : Новая искренность
03:00 30-03-2008
Наш мир мёртв. И это ни для кого уже не новость. История кончилась. Любое движение – обречено на провал, не начавшись. Постмодернизм. Культура превратилась в игру с цитатами и самоцитатами, символами и смыслами. Любое произведение любого искусства обсуждается с точки зрения “на что же это похоже из уже сделанного”, а вызывает интерес только то, что “оригинально и непохоже”. И в этих поисках формы, которую заметят – находятся все создатели культурных ценностей. Уже не важно, отчего и зачем, важно – чтоб заметили. Купили. Продали. Обсудили в журналах или на ток-шоу. Любая тема, любая мысль тут же забалтывается, застирывается до дыр, и мгновенно превращается в пародию на самое себя. Ничего серьезного в мире постмодерна быть не может. Убийства и геноциды, предательства и катастрофы – это просто темы для анекдотов, или тридцати-секундных новостных роликов, уже никого не интересующих. На новостных сайтах большая часть новостей культуры – это список рекордов цены на аукционах. Любовь – тема для попсовых песенок и сериалов для домохозяек. Одиночество – запретно. Смерть – необсуждаема. Тоска, детская радость, милая глупость, непосредственное поведение – стыдные вещи. Лишь сидя в одиночестве, люди пишут на форумах в Интернете о том, как они ненавидят что-то, любят что-то. В разговорах же личных – эти темы практически не обсуждаются, так как это глупо и стыдно. Человек начинает выглядеть слабаком. Сейчас нельзя выглядеть слабаком. Цинизм и насмешливое отношение ко всему, чему угодно – вот основа внешней жизни современного человека. А внутри все воют от ужаса. Главное – не думать об этом, в идеале – не думать ни о чем. Телевизор – мелькание каналов. Смена мод и течений, вкусов и ценностей.
И сделать ничего не возможно. Кто бы ни завел серьезный разговор, мгновенно оказывается в центре молчащей пустоты. Либо над ним начинают смеятся. Привлекает только то, что не заставляет задумываться. Голову забить – о да! Телепередачи, где демонстрируется пустая эрудиция, газеты, забитые кроссвордами и сканвордами – думай, думай, грузи мозги ненужными фактами. Дорогие машины, факты личной жизни известных людей, жизнь которых так же пуста, картины с бессмысленным содержанием, зато хитропридуманной формой. Фельетонная эпоха.
Творцы боятся быть простыми. Быть искренними. Честными. А ведь именно здесь виден выход из мертвого мира постмодернизма и консьюмеризма! В Новой Искренности.
На самом деле, ничего принципиально нового я не скажу. Это витает в воздухе. То тут, то там видны культурные проекты, которые стремятся к выходу из мертвечины постмодернизма. То книга, которая просто пишет о простых людях. То фильм, не боящийся выглядеть глупым, или собрать маленькую кассу. То галерея, где выставляются какие-то неизвестные молодые художники. Но всё же многие из этих проектов – недостаточно честно относятся сами к себе. И потому – достигнув за несколько лет пика – все равно отяжеляются социальными играми, иерархией, правилами, самоцитированием. Писатель продолжает “разрабатывать тему”, хотя годы идут, интересы меняются, люди взрослеют – и вроде бы он должен писать уже по другому и о другом. Музыкант, с сожалением откладывающий песню, которая ему удалась, и ставящий в очередной альбом другую, потому что “понравится преданной публике”. Художник... Да что говорить – понятно же всё. Душа, превратившаяся в имидж, и имя, превратившееся в бренд.
Новая искренность.
Пусть искреннее произведение будет простодушным. Пусть даже там и не будет новизны. Ни в форме, ни в содержании. Но оно будет о том, что действительно происходит внутри творящего. Ведь именно этого так ждут все, весь мир, каждый человек – честности. Посмотрите, как отвечают люди, на сайтах знакомств, на вопрос “Что вам важно в другом человеке?” Огромное число людей ставит на первое место – честность. Но требовать честности от других невозможно, если ты сам не готов к этой честности, то есть люди даже в этом запросе – обманывают себя и других. Поэтому:
Первый постулат Новой Искренности – будь искренен сам с собой. Серьезно искреннен. Бескомпромиссно.
Второй – будь искренен в выражении своих чувств. Хватит играть роли. Носить маски. Играть по придуманным правилам.
Третий постулат – говори о том, что тебе действительно интересно. Многие скажут:”Ну как же? Я и так всегда выражаю в своем творчестве то, что чувствую и думаю”. Не врите себе. Вы полны страхов и комплексов. Вы боитесь разобраться в себе, чтобы не стало вдруг больно, чтобы не раскопать какую-нибудь собственную бездну. Поэтому третий постулат невозможен без первого.
Четвертый - забудь о боязни кого-то обидеть. Задеть. Как много хорошего превратилось в самопародию, из-за того, что “вот тут надо убрать, чтобы не задеть этих, тут добавить, чтобы похвалить тех”.
Пятый – понравившееся многим произведение искусства не должно для его творца превращатся в шаблон для производства следующего. Меняйся – если ты меняешься, не боясь стать снова непопулярным. Не меняйся, только если ты действительно не меняешься, не боясь досужих разговоров о том, что “он застрял на месте”, не вымучивай “чего-нибудь новенького”.
Шестой – не обращай внимание на критику, относящуюся к содержанию. Если ты был искренен с собой в момент создания, критика будет бессмысленна.
Седьмой – в угоду форме не создавай ничего. Форма сама по себе пуста. Мир постмодерна – это мир пустых форм. Калейдоскоп бессмысленных “интересностей”.
Восьмой – не бойся кем-то кому-то показаться. Особенно – показаться слабым. И смешным.
Это далеко не полная концепция Новой Искренности. Естественно, ее требуется дорабатывать. Обсуждать. Но это – выход из безвыходного. Поэтому стоит того.