Антоновский : Бледный Мальчик ( конкурс)

04:20  26-08-2009
Жена уже спала. Дочка тоже.
Из окна было видно ещё несколько домов – 17-этажку на параллельной улице, пятиэтажки во дворе, несколько одиноких точек чуть подальше. Они стояли тёмными кусками мозаики на фоне сливового цвета неба, и в них видимо тоже все спали. Не горело ни одного окна. Только там где проходила линия окон лестничной клетки, был свет. На каждом этаже этот свет был разным, где-то очень ярким от огромной энергосберегающей тубы, где-то лампочка работала еле-еле, а на 17-этажке несколько пролётов было залито ярко-красным неоном и решительно было непонятно, как там вообще люди ходят.

Бартеньев долго стоял у окна размышляя, что же ему кажется странным в облике ночного двора. Это было похоже на газетное развлечение “Найди 7 отличий”, вроде бы он каждый день любил вот так вот у окна провести некоторое время и уже привык к пейзажу во дворе. И сейчас, что-то мешало ему спокойно пропустить через себя привычную картинку и погрузится в свои мысли.

Что-то щёлкнуло в мозгу и до Бартеньева дошло, что перегорела белая вывеска с надписью “ДЖУЛЬЕТТА – Салон красоты” на одной из точек. Иллюминация была высоко на уровне 9 этажа, и она всегда бросалась в глаза, когда Денис подходил к окну. Перегоревшая табличка была всё ещё видна, если присмотреться, но вместе со светом из неё ушла жизнь, она стала бледной, словно обрамленная туманом. Бледная и …

Бартеньев прошёл в комнату, в которой никто не спал. Включил телевизор. Была профилактика, и показывали только кабельные каналы. Первые три изображения, после череды белого шума, были телемагазином. На четвертом канале показывали фильм. Потом опять рябь. Денис вернулся к фильму. Некоторое время вникал в происходящее на экране, наконец, что-то сошлось в голове. Это было “Жидкое небо”. “Жидкое небо” со всеми его безумными косметическими изысками и героиновой манерой съемки. “Жидкое небо” со всем его тяжёлым декадансом, который с первых же случайных кадров, которые увидел Денис, налип на него.

Летом 1989 года “Жидкое Небо” показывали в “Современнике”. Теперь на месте кинотеатра казино “Goodwin”, которое после недавнего закона переквалифицировалось в клуб. Но тогда летом 1989, “Современник” был обычным перестроечным кинотеатром, на экраны, которого после многолетнего застоя хлынули огромным потоком сотни самых разных кинолент, одной из которых и была “Расплата за разврат”, как в советском прокате перевили “Liquid Sky”, загадочную американскую картину эмигранта из СССР Славы Цукермана. Бартеньев отправился на сеанс с друзьями.

Муша, Лесной, Юлька-конфета, Саня Блок и он Бартеньев. Компания из ФРГ, Фешенебельного Района Гражданки. Им было по 19 лет, Блок и Лесной уходили осенью в армию, Деня оставался. Со своими волосатыми родственниками он досидит ещё 3 года на военке в Политехе, и даже потом отмажется от службы лейтенантом. Судьба его – единственного из всей компании кто отправился тогда на киносеанс, сложится более- менее удачно. Если инвалидность и можно назвать удачей. В 95-ом Бартеньев проведёт 3 недели в СИЗО на Лебедева, а в 97 еле-еле уползёт из своей горящей дачи, по оврагам, на переломанных ногах, проведёт следующие пять лет с семьей в Турции, и только в 2002 вернётся в Питер, на Гражданку.

Всё это время он будет помнить о бледном мальчике. Бледный мальчик, словно всё это время будет стоять за его спиной, так, что никогда не увидишь его, лишь почувствуешь напряженным позвоночником, да мурашками, которые скачут по коже взад и вперёд.

Реальность всё это время делилась в голове Бартеньева на две части. Одна из них – это был реальный мир, то что с ним происходило по настоящему, другая – вечно пасмурная планета, на которой только двое жителей Он и Бледный мальчик, которому они не дали денег тогда, летним вечером, перед походом на “Расплату за разврат”. Этот бледный мальчик, словно с намалеванными белилами на лицо, был печальным демоном из карнавальной вселенной того фильма. Немой укор. Напряженная совесть, которая своими пальцами никогда не дотянется до тебя, но вечно будет в упор расстреливать взглядом, так что за что бы ты не брался, всё падает из рук, и ничего невозможно сделать и доживаешь свою жизнь злым и раздраженным

Саня Блок вернулся из армии. Лесной не вернулся, выпрыгнул из поезда, не выдержал издевательств, а Саша вернулся. Он служил в Польше, воровал там джинсы, которые наивные поляки оставляли сушить прямо на улице, был пойман с этим, дослуживал в дизбате в Казахстане последние деньки Советского Союза, а когда вернулся, подхватил Дениса Бартеньева и вместе с ним закружился в сметающем всё на своем пути, не считавшем жертв урагане коммерции и криминала, новой жизни.

Блока убили в 93. Он писал стихи, и помнил о Бледном мальчике. Однажды на новый год он прочитал Денису такие строчки:

И то что ляжем под ударом, то херня
Другое плохо, что не сохроня
Свободы, что сжимается в ладони,
Когда ладонь в кулак, да ствол ронял
Тебя братан, таким и похоронят…
А помнишь, как ходили мы в кино? …………..

( Бартеньев подумал, тогда, что последнее строчка совершенно ни к селу, ни к городу и от этого стало жутко. Значит, Саша всё понимал, понимал, что не случайно всё то что тогда произошло. Значит не один Денис это чувствовал )

Конфета тогда уже сидела на Винте.
Муша носила дорогие шубки, которые дарил ей её Жорик. Они хорошо смотрятся вдвоём высеченные на мраморной плите на Южном кладбище. В гроб им ( их хоронили в одном ) нечего было класть. Красиво, чёрт побери, похоронили как единое целое. Её ступня, его половина грудной клетки.

Бледный мальчик, наверное, приносит им цветы.

Он подошёл к компании на углу Науки и Софьи Ковалевской, до Современника оставалось идти совсем чуть-чуть, буквально перейти дорогу. Совсем белое лицо, длинный, худой. И взгляд. Ну вообщем такой взгляд, что прошло уже 20 лет ,а Денис забыть его не может. Тихо, словно ветер прошептал, он попросил у них денег.

- А на хуй не хочешь пойти? – выкрикнул Саша Блок. Компания громко расхохоталась.

В 1995 незадолго до ареста, Бартеньев прочитает в 10 томе собрания сочинений Успенского, купленном специально для подрастающей дочери. В томе, где Жуткий Детский Фолкнер. В красном томе. Он прочитает:

Бледный Мальчик.
Когда ребята возвращались домой с дискотеки, к ним всегда подходил бледный мальчик и говорил: “Дайте мне деньги” и все ему давали деньги. Однажды шла группа ребят они не хотели давать ему деньги, они пошли к этому мальчику, а он стал уходить. А ребята всё шли и шли. И вдруг они зашли в старую часовню. И пол под ними провалился. Когда они очнулись они были уже в больнице. Они там долго лежали и никто к ним не приходил навещать. Однажды только к ним пришёл бледный мальчик. (*)

Бартеньев сжег эту книгу. Бледный мальчик придёт к нему в СИЗО на Лебедева. В тесной комнате для свиданий, Денис будет прижиматься к стенке, а посетитель в упор смотреть на него.
- Что вы от меня хотите? Давайте закончим…

Белое лицо незнакомца. Старик? Или юноша? Откуда? Кто? Зачем?
Через 3 дня после странного визита, Бартеньева совершенно нелогично отпустят. Ему не пришлось никого сдавать, он даже не успел толком разобраться с адвокатом, просто отпустили и всё. Дело закрыто. Точнее не закрыто, но Дениса в свидетели перевели.

В 94-ом, опер из своих рассказывал, что в конце 80-х они обнаружили у Муринского ручья, труп задушенного мальчика. У них и так было полно висяков, и они спрятали тело подальше, так чтобы никто его не обнаружил, что бы вернутся к нему в лучшие времена. Мальчик был очень длинным и неестественно бледным, хотя обычно умерщвленные таким способом совершенно синие. Когда через несколько месяцев у них появилась возможность повесить на одного задолбившего всех алкаша и это убийство, они ничего не нашли в том месте куда убрали жмурика от лишних глаз.

Бартеньев тогда от этой истории поёжился.

Бледный мальчик всегда находился рядом с ним. В Современнике устроили ярмарку; чуть дальше по Науке у метро муравейником образовался рынок. В Современнике открылось казино, прорывом плавуна между Лесной и Площадью Мужества район отрезало от метро, и Гражданка превратилась в остров на карте Санкт-Петербурга. Это была ельцинская Россия. 90-е. Каждое утро проезжая на своем БМВ по проспекту Науки, Денис видел огромные очереди на маршрутки до центра. Утра были разные: Дождливые, Снежные, Солнечные, неизменно сонные, свежие или вымученные словно прорвались из плена безумных ночей. Утра были разные. Бледный мальчик постоянно был рядом. Он расправил свои крылья с угла Софьи Ковалевской и Науки по всей бартеньевской жизни.
Наступили 2000-е, метро починили, люди будто бы задышали свободней, у метро вместо рынка построили торговый центр. Бартеньев вернулся из Турции ( Бледный мальчик был и там, на вилле, где они жили, он заглядывал в окна по ночам, таился под кроватью, поскрипывал дверьми, когда Денис оставался один )…Бартеньев вернулся из Турции и не узнал свой район.

Он устроился на работу, они поселились в бывшей родительской квартире на Северном проспекте, сделали там ремонт, дочка поступила в институт, по ночам Бартеньев любил смотреть в окно, на двор …

Бледный мальчик стоял сзади, не решаясь положить свою руку Бартеньеву на левое плечо.

Денис вспоминал, как они шли за этим парнем, шли вперёд и вперёд. А он нелепо убегал от них, быстро шёл. А они издевались, громко говорили как сейчас будут издеваться над ним… Потом кто-то посмотрел на часы, сказал опаздываем. Они резко повернули. А Бледный мальчик… Бледный мальчик остался смотреть на них.
И дело ведь не в фильме. Хотя фильм конечно тоже. Он оставил какой-то осадок в душе. Все эти гуманоиды, яркий мейк-ап.

Вот и сейчас Бартеньев увидел его по телевизору и вспомнил, что вышел тогда из кинотеатра совсем другим. Неприятное чувство. Реальность, может она на самом деле стала тогда слишком чёрной. Разваливающаяся империя, которую засасывала какая-то дыра, вместе со всеми жителями … Может бледный мальчик тут совсем и не при чём.

Денис подошёл к окну.
Посередине двора стоял бледный мальчик и смотрел в верх на окна.
Денис испугался. Очень испугался. Но испугался не от этого взгляда, а от того что почувствовал, что впервые за 20 лет у него за спиной пусто. Что бледный мальчик больше не стоит сзади. Вот он во дворе.

Жена спала. Дочка спала. А бледный мальчик, Бартеньев видел это через окно, уходил, уходил куда-то. Как был в тапочках Денис выбежал в коридор, в парадную, во двор. Холодный воздух хлестал по щекам. Голова кружилась. Удушье. Жуткое удушье.

Не в одном окне, во дворе не горел свет. Потухла вывеска салона красоты на 9-тиэтажке.

Двор напоминал чёрную дыру. Можно было провалится, забыть, падать бесконечно долго, чтоб ничего от тебя не осталось. Можно было лететь. Бесконечно. Вовремя уйти. Уйти и не чувствовать никого у себя за спиной. Больше никогда не чувствовать…

Бартеньев упал.

В его квартире шёл фильм “Жидкое Небо”. Жена спала. Дочка спала. Дочка…

* * *

- А ты похожа больше на папу наверное?
- С чего ты взял?
- Не знаю?
- У меня что мужские черты лица?
- Нет, что ты, ты очень женственная, ты потрясающе красивая, просто …
- Мой папа умер, полгода назад, странная смерть, знаешь на него много раз покушались тогда в 90-е, но он выжил, мы даже прятались в Турции какое-то время, а тут, вышел, зачем-то во двор посреди ночи, ну и вообщем ему плохо стало.
- Извини я не …
- Да ничего, уже прошло. Всё в порядке. А можно тебя спросить? Почему ты такой бледный? У тебя, что какая то болезнь? Нет не подумай ничего плохого! Ты очень мне нравишься, знаешь в этом что-то есть, но правда. Не видела такой неестественной бледности.
- Это долгая история. Правда. Очень долгая история. И знаешь… Наверное я её тебе расскажу!

______________________________________________________

(*) Успенский Э.Н. Жуткий детский фольклор.