сурин : Мамонов и старики.
13:38 17-12-2009
Петр Николаевич Мамонов, ныне более известный публике по главным ролям в картинах «Остров» и «Царь»16 декабря провел творческий вечер в Самаре. Мы летели из Москвы одним рейсом. Демократично одевающийся Мамонов из бизнес — класса пересел в «эконом» и я смог с ним пообщаться. Вспомнили 1988 год, грандиозный концерт в Зеленом театре Парка Горького. Тогда Петр был кривляющимся и фальшивящим фрондменом группы «Звуки Му», а мы, зрители, с восторгом ловили каждую ужимку и малейшее его слово. Мало кто знает, что биография артиста включает и исключение из двух средних школ, и неблагодарную фарцовку, и дворовые драки, в одной из которых заточенный напильник едва не достиг сердца, оставил шрам на груди. Несмотря на незаконченное обучение в Московском полиграфическом, Петр — эрудит с прекрасной памятью, владеет 4 языками, переводит с английского и норвежского, ставит спектакли. В 1996 году артист переехал жить в деревню Наро — Фоминского района Московской области. К этому моменту он находился в глубоком творческом кризисе. В деревне, близко от Бога, обрел в себе Веру. Съемки в «Острове» и «Царе» принесли последнему отечественному юродивому славу чуть ли не проповедника.
Творческий вечер Мамонова я ждал и с надеждой и с настороженностью. Мне казалось, что Артист может поддаться ожиданиям бОльшей части публики и весь вечер вещать про христианские ценности и о съемках с ушедшим Янковским. К счастью, Мамонов остается и в свои 58 лет тем же Петей, и «урезал» нам для начала часовой рок — концерт. Светская публика с изумлением увидела на сцене не приторные актерские байки, а эпилептические танцы под бессмертные хиты : «Сизый голубь», «Я уволился с работы, потому что я устал», «Досуги — буги». Артист находится в блестящей физической форме, несмотря на свой скепсис к спорту. Настраивая гитару, в струны которой он целенаправленно «не попадал», музыкант поведал: «А так... никакой разницы».. Спев очередную песню про далекий советский быт, Петр Николаевич изрек: «Разное время... Разные магазины... И песни разные». Треть публики за этот зубодробительный час убежала из зала в вечерний мороз. А Мамонов, отложив на время электрогитару, выдал литературно — музыкальную композицию, преображаясь из панка то в героя «Записок сумасшедшего» собственного сочинения, то в поэта, то в автора странных миниатюр:
«Близость». - Ближе к старости начал замечать вращение Земли.
«Брат». - Приехал погостить двоюродный брат, начальник строительства. Сели выпивать, обнял брата: «Что это ты такой широкоплечий?» - «С рабочими приходиться драться!»
«В темноте». Темный лес ребром.
Трое ласточек. И я.
«Крест». Двое парней на остановке : «Ты куда едешь — то?» - «Да на праздник, на Вздвиженье какое — то... Я литр — взял.»
«Приоритеты». -В жизни важнее всего, что — умрешь.
«Музыка». - Лег на землю. Наверху — два провода. Еле успокоился... Зараза!
«Фраера». - «Ты чего это фраером вырядился?» - « Погоди, вот напьюсь, первый по морде получишь!»
«Для молодежи». - Я бы с удовольствием поставил варить цветную капусту. Но мгла покрыла все руки.
«Вадим». - Дядя Вадим ходит один.
«Вопрос». - Что будем делать в четверг, если в среду умрем?
«Он и она». - Готовил он всегда сам. На этот раз она приехала усталая. На этом можно закончить.
Выступление закончилось. За кулисами разыгрывается любопытная сцена. Расталкивая толпу теснящихся за автографами поклонников, солидная дама в одежде работника филармонии громко упрекает Артиста: «Люди пришли на творческий вечер в надежде услышать что — то о душе, об искусстве, а попали на панк — концерт!» Поклонники начинают так же громко убеждать московского гостя, что «все было ништяк». А Мамонов, чья православная невозмутимость выкована еще общением с советской милицией, спокойно предлагает разочаровавшейся в выступлении публике забрать деньги у администратора. Молоденькая журналистка подкалывает: «Говорят, в «Царе» Вы снялись, чтобы построить новый дом?» - «Нет. За роль я получил хорошие денежки. А потом - построил дом.» В продолжение темы артист посетовал, что Иван Грозный стоил ему многих бессонных ночей и отнял силы и здоровье: «На крови, на насилии ничего хорошего не построишь. Добиваться всего надо с терпением и молитвой». Я задал вопрос об отношении Петра к судьбе ушедшего в прошлом году Егора Летова. Мамонов произнес: «Я знал Егора в молодости. Его позднее творчество мне не знакомо. Вообще, обо всех ушедших я думаю с печалью. Самое главное для человека — встретить смерть без тяжести греховной. Человек не должен совершать тяжелые грехи, а грешки Судья простит ему.» Тут же поступает просьба тетушки в возрасте - прочитать молитву. Мамонов, не мешкая, запрашивает «т-т-т-тысячу евро за минуту». Бестактность тетушки он смягчает призывом уважать родных и незнакомых людей: «Вот звонит мне полвторого ночи какой — то дядя. Че- то бу- бу -бу, бу- бу- бу. Я ему могу ведь сказать: «Иван Иваныч, ты че охерел чтоль? Полвторого ночи. Я — с концерта. Иди ты!» Нет, Человек должен совершить своего рода подвиг, выслушав и постаравшись помочь нуждающемуся в том. А Иван Иваныч.... - он просто время спросить звонил.» На вопрос о жесткости соблюдения поста: «У каждого свой пост. Есть такой анекдот про монахов. Жрет монах мясо, жрет», - тут Мамонов похабной мимикой показывает одновременно и вожделение монаха и страх его,- «Жрет, слюни капают. Тут другой подходит: «Брат ты что делаешь? Пост ведь.» - «А какой сегодня день?» - «Пятница.» - «Тьфу ты, а я думал, - среда.» Продолжает: «Вот я — курю. Курю, курю, никак не брошу — а ведь грех курить — то. Греховная привычка. Так вот. Пересиль себя, не закури, соверши подвиг. А потом хоть двадцать килограмм мяса жри! То, что ты не закурил — это и будет постом твоим!» За время общения Петр подписывает десятки книг, билетов и просто бумажек. От толпы отделяется милая женщина бальзаковского возраста: «Милый Петр Николаевич! Мы с Вами — ровесники. То, что здесь дама из филармонии говорила, - неправда. Спасибо Вам за выступление, мы Вас любим!» Мамонов галантно целует ручку, расписывается на протянутой ему дамской манжете и удаляется.
Ребята! Ходите на правильные культурно — массовые мероприятия! Одной водкой да танцами духовно не вырастешь!