Саша Акимов : Овотар - Кэмерона

10:19  01-06-2010
В январе 2010 года компания XX century Fox объявила, что фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» стал мировым кассовым рекордсменом, обойдя предыдущего чемпиона по сборам – тоже кэмероновский «Титаник». Фильм собрал более одного миллиарда и трехсот миллионов долларов. Я решил, что раз он так популярен, следует разобраться, в чем причина такого повального желания людей заплатить денег за просмотр фильма про синих алиенов. В данный момент «Аватар» собрал 2712115019 $. В Росии фильм стал самым кассовым в истории, опередив предыдущего рекордсмена — фильм «Ирония Судьбы. Продолжение» — и заработал за 18 недель проката 113512435 $.

Для начала я попробовал рассмотреть этот проект, как научно-фантастический фильм. Не поленился, прочитал книжку об «Аватаре» Марии Вильгельм и Дирка Мэтисона. Нам сразу говорят, что на земле все стали жадными, жестокими, уничтожили природу-матушку и теперь отправились грабить другие миры. Также люди сделали много открытий благодаря применению сверхпроводников.

Явление сверхпроводимости открыл в 1911 году Хейке Камерлинг-Оннес. Некоторые вещества при охлаждении ниже 20 градусов по Кельвину теряют всякое электрическое сопротивление. Несмотря на широкие возможности открывающиеся благодаря этому открытию, их применять нелегко. Ведь сверхпроводники необходимо постоянно охлаждать, что делает их применение невыгодным. Мировой рекорд в наше время для высокотемпературного сверхпроводника принадлежит веществу, которое является сложным сплавом меди, кальция, бария, таллия и ртути; это вещество становится сверхпроводящим при температуре 138 градусов по Кельвину. Самое крутое свойство сверхпроводников – это эффект Мейснера. Любой магнит создает свой двойник в сверхпроводнике и отталкивается от него. На этом принципе работают тарнспортные системы на магнитной подвеске. Они просто висят над путями и скользят по воздуху. Такие поезда применяются в Германии, Японии и Корее. Их скорость достигает 600 км/ч.



Как нашли планету, в фильме никто не говорит. Из книги ясно, что она находится в системе Альфа-Центавра. На одном из спутников газового гиганта Полифема при полете беспилотного аппарата были обнаружены атмосфера близкая к земной, сложный ландшафт, океаны и облака.

Планету назвали Пандора. Сила тяжести там составляет 80% от земной. Вот почему в фильме Полковник жалуется на то, что мышцы его «ни к черту». Ландшафт очень интересен. Горы Аллилуйя – висящие в небесах. Вообще большую часть поверхности планеты занимает океан, а суша это разрозненные островки. Тектонические плиты на Пандоре активнее, чем на земле, потому там много разломов в коре.

Люди открыли на планете удивительное вещество – Анобтаний. Сверхпроводник с уникальными свойствами. И он очень дорогой. Это вещество тоже сплав, но он мог сформироваться только на этой планете, благодаря каким-то древним катаклизмам. И естественно, самые крупные месторождения этого «левитирующего золота» находятся под Древом Дома местных аборигенов – Нави. Иначе, конфликта не было бы, а зрители заскучали и пошли бы смотреть «Нашу Рашу» идущую в том же кинотеатре.

Нави выглядят занимательно, но не более. Гладкая кожа синего цвета. Хвост. Ушки и носики, как у котиков. Четыре пальца на руках. Средний рост 3 метра. Все они, как и животные этой планеты имеют связь с божеством (природой) — Эйва. У них в косах есть нервные окончания для связи с растениями и животными. Они охотники-собиратели. Аналог ближайший – земные индейцы до прихода завоевателей. И тут впервые обращаешь внимание. Они хоть и выглядят странно, но это не алиены со щупальцами, не желеобразные гусеницы, не инсектоморфные твари. Они так по-человечески выглядят не просто так. Они должны вызывать у среднестатистического зрителя симпатию, сострадание (уродцы такого не вызывают). А синяя девочка Нейтири должна вызывать у дядек эрекции периодически своими кульбитами (Ее реальный прототип Зои Салдана даже получила несколько премий как лучшая актриса. Вот оно актерское мастерство будущего — попрыгать перед синим экраном обвешанной датчиками Motion Capture). Иначе никак. Инопланетяне слишком гуманоидны, но неужели вам неприятно смотреть на сексапильную девочку, скачущую без одежды по веткам, как мартышка. Эта девочка ходит голышом. Но украшения всегда прикрывают ее соски и прочий срам.

У Нави есть свой язык.

На’ви — вымышленный язык, разработанный профессиональным лингвистом Полом Фроммером по заказу James Cameron’s production, подразделения Lightstorm Entertainment для фильмов Джеймса Кэмерона «Аватар». Язык начал разрабатываться П. Фроммером с 2005 года. По состоянию на конец 2009 года язык уже насчитывает около тысячи слов.

На’ви — агглютинативный язык эргативно-аккузативного строя. Широко применяется инфиксация глагольных форм по филиппинскому образцу. Порядок слов свободный, глагол тяготеет к концу предложения.

Почти все животные и растения обладают свойством биолюминесценции. Зелено-голубые тона меня лично напрягали изначально, когда я видел первые трейлеры фильма. Разбегающийся волнами света мох, вспыхивающие грибы и папоротники, хищные растения, кустики и пальмы – это все прекрасно. Но от однообразной гаммы тошно. Но это терпимо. Если игнорировать биолюминесценцию, то все растения Пандоры – калька с земных растений.



Главный герой – бывший вояка, который пострадал в одном из конфликтов и теперь прикован к инвалидному креслу. Его можно охарактеризовать одним емким словом – мудак. Он и разговаривает, как мудак и ведет себя соответственно. Это сразу вызывает симпатии у многих людей. Он кажется им жалким и тупым, их самооценка подымается до небес. Но тот факт, что он калека, заставляет прослезиться особенно чувствительные натуры.

Когда герой обзавелся Аватаром, меня поразило то, что у него не изменился голос при увеличении размеров и вообще изменении всей физиологии.

Вот герой идет в виде Аватара впервые в джунглях Пандоры. Мимо скачут Пролемуры – у них 6 конечностей, передние сдвоены. Он встречает молотоглавый аналог земного носорога – только размеры побольше, и опять 6 ног. Затем герой лихо убегает от Танатора – аналога земной пантеры, и тоже 6 ног + хитиновые пластины на роже. На героя охотятся Змееволки – у них по шесть ног, и они размером с человека. Наш синий пехотинец выживает прямо как Беар Гриллс. Тут он встречает Нейтири и начинается «Покахонтас».

Джек — засланный казачок, который должен по приказу Полковника выяснить слабые места на Древе Дома и втереться в доверие к аборигенам. Нейтири его учит всему, что они умеют. Он оседлывает Страконя – тот же земной конь, только побольше и у него 6 ног. И вот тут меня заябывает смотреть на животных, у которых шесть ног, но они аналоги земных. Есть такое устойчивое выражение – Неограниченная Фантазия. Позволю себе ее извратить. У дизайнеров животных с Пандоры – Ограниченная Фантазия. Эти их спаренные передние ноги выглядят нелепо, будто приклеены скотчем.

Потом герой учится летать на Икране (это что-то вроде птеродактиля). Охотится на Олененка Бемби с шестью ногами. И тому подобная муть. Просто демонстрация технологий.



Кэмерон смехотворно пытается угодить всем этим фильмом. Он хочет, чтобы его фильм нравился любой аудитории и применяет самые беспроигрышные штампы, самые хитрые уловки. Он добивается того, что фильм смотрят и взрослые и дети.

Антивоенная метафора ясна. Мол, америкосы совсем охуели, убивают все, что не хотели бы выебать.

Ясна и метафора про защиту природы-матушки.

Герои фильма очень смешные, они как картонки выпрыгивающие в тире. Летчица Труди смешно спасает героев и не стреляет по дереву. Будто никто не заметил, что она дезертировала. Герои просто безликие манекены, никакого внятного описания их предпочтений, стремлений. Герои неинтересные. Так бросается в глаза, что они просто делают то, что им приказал сценарист. Абсолюта глупости в этом фильме достигает сцена, когда товарищи (Грейс, Труди, Джек и еще парень такой носатый, не помню, как зовут) бегут с базы людей в леса на вертолете. Они улетают, а Полковник зловеще сверкая глазами, бежит за ними и стреляет из автомата. Можно было бы пустить по ним лишь одну ракету. ЧЁРТ! Тогда не было бы героического фильма. Точно. И тогда сценарист не смог бы выкидывать свои фокусы.

Насилие в фильме урезанное. Все сцены, где у кого-то должны взбрызнуть кишки, деликатно оборваны монтажом. Единственное, что вызывало у меня умиление – это фирменные кэмероновские шагающие экзоскелеты и сцена, где лежит калека на руках у трехметровой синей бабы. Ну и конечно, Сигурни Уивер шикарна.

Да, этот фильм простенькое попкорновое технологичное зрелище. К нему нельзя применять критерии оценки, как к полноценному искусству. Посмотрел, посмеялся и забыл. Но на волне успеха, Кэмерон делает сиквел. Похоже, нас ждет трилогия. Новозеландцы Weta Digital уже вовсю стараются отрисовывая океаны Пандоры.

Для пущей радости любителей отдавать деньги за просмотр бессмысленных картинок, была выпущена игра «Аватар». Но она столь ужасна, что о ней даже писать не буду.