Спиди-гонщик : Torque
12:11 06-05-2004
Судя по проснувшемуся интересу к мощным аппаратам, назрела некая необходимость в расстановках точек над "зю" и другими буквами в слове "мощность".
Многие уже догадались, что тачки, умеющие быстро ездить, не всегда обладают самыми мощными "по лошадям" моторами. И в этом нет противоречий ©, потому что максимальная скорость тачки и мощность её мотора связаны весьма непрямым образом.
Итак, нахуя нужен мощный мотор? И вообще, что такое "мощность" и на что это влияет? Оставим пацанам с турбийонами вопрос выбора машины по престижу и будем почти что практичны.
Каждый двигатель обладает двумя важнейшими с точки зрения продвинутого потребителя динамическими характеристиками: крутящий момент и таки мощность, да. Слово "динамическими" означает, что конкретная величина зависит от того режима, в котором в данный момент работает мотор, в частности, от текущих оборотов и положения дроссельной заслонки. Так вот, на динамику разгона влияет как бы и не мощность совсем, а именно крутящий момент (torque, ежели по-импортному). И верхом крутизны для мотора считается достижение постоянных значений крутящего момента во всём диапазоне оборотов двигателя. Поясню, чем именно это круто: тяга с низов (от 700-800 оборотов) необходима для разгона со светофора и/или ускорения в пробке в открывшуюся дырку. А когда на скорости 90 надо напрячься и на двухполосной трассе обогнать 2-3 идущих подряд фуры? Ни у кого очко в гайку не превращалось при таком манёвре? Так что, если двигло в состоянии выдать приличный крутящий момент, скажем, на 3500-4000 оборотах - это тоже очень и очень полезно. Другой вопрос, что это технологически и конструктивно весьма непросто, и многие фирмы сознательно идут на компромиссы (кстати, в результате такого компромисса появился турбонаддув).
На максимальную скорость же влияет, строго говоря, только трансмиссия. Т.е. даже если на стандартную зубилу поставить коробку, скажем, с шестью передачами, последняя из которых будет иметь число что-то типа 0,3 - пиздец, 200 по трассе я вам гарантирую. Только не забудьте позвонить родителям, последний раз в жизни-то.
Мощность же тоже зависит от оборотов двигателя, и её имеет смысл оценивать в отношении к массе аппарата, хотя и то - у дизельных двигателей номинальная мощность низкая, а по динамике современный дизель как бы и не уступает бензиновым совсем. Домашнее задание для умненьких - угадайте, почему.
Теперь вернёмся к престижу. Так почему же почти все представительские машины имеют мощные моторы? А потому, что при весе аппарата в 3-4 тонны, что не редкость среди таких машин, нужен неебический запас по динамике для того, чтобы разогнать этот вес столь же легко, как и любую другую легковую машину (сказанное не относится разве что к Ауди /привет, Херба/, потому что у них аппараты лёгкие, ибо из люминя, потому и сильно мощного двигла не требуют). На расход бензина, как вы догадываетесь, в данном случае совершенно поебать. Вот и вся хитрость.
И наконец, пара слов об объёме двигателя. Фишка в том, что чем больше у двигателя объём горшков, тем выше у него крутящий момент, что и понятно. Мощность же здесь совершенно ни при чём, более того, машины с большими горшками очень редко бывают скоростными. Количество же горшков влияет на сбалансированость двигателя и плавность его работы, отсюда R6, V8, V10 и W12, гыгыг.
Так что не в мощности счастье, господа, но в крутящем моменте.