Доктор Просекос : Об Осетиях (раскадровка)

21:23  06-09-2004
Думаю, вам будут интересны креативы из серии, которую условно можно назвать «раскадровкой». То есть журналист выкладывает на Литпром статью и тут же дает комментарии - объясняет, как она и для чего писалась, и что было на самом деле. Изначально мы с Симоном замысливали это сделать в «Письмах с фронта», и мне стоило бы из Южной, а затем из Северной Осетии таким образом и подавать информацию, но под рукой практически не было Интернета. Теперь – вот.
Единственное, о чем вас попрошу, - не ждите от моих писаний каких-то особенных разоблачений и сенсаций. Хотя, думаю, нечто новое все же поведаю. Особенно интересно, на мой взгляд, будет отследить параллель между произошедшим в Южной Осетии и еще происходящим в Северной. Есть и веселые факты о Мишико Саакашивили. Данное чтиво, конечно, суховато, зато здесь ничего не придумано, ни в статье, ни в комментариях к ней.

Итак. 31-го августа во всеукраинской газете «Сегодня» был опубликован следующий материал.

"НАМ СНЯТСЯ АНГЕЛЫ, КОТОРЫЕ ЛЕТАЮТ НАД ЦХИНВАЛОМ И ОХРАНЯЮТ НАШ ГОРОД"
В домах осетин и грузин в Южной Осетии войны не хотят, но считают ее неизбежной
Михаил МАНЗАЛОВИЧ для "Сегодня" Цхинвал

Ближайшая война закончилась. Надолго ли? Люди думают, что в любом случае война возобновится, ведь сам конфликт остался нерешенным

Конец цитаты

Если кто-то напрягся от фамилии Манзалович, сообщаю, что она сербская, можно также догадаться, что врезка о войне и заголовок – не мои.

Дальше.

Есть журналисты, сделавшие своим ремеслом нагнетание жути, но даже им сегодня стало бы стыдно за свою обычную деятельность, окажись они в Южной Осетии, где действительно после нескольких недель боев воцарилось спокойствие. Заработали базары, зачадили кафе, беспечная молодежь допоздна прогуливается на улицах, как и много лет назад не запирая двери домов. Люди в спешке готовят к школе детей, возвращающихся из эвакуации, а на центральной площади Цхинвала полным ходом идет реставрация фонтана. Но главное — сегодня осетины снова получили возможность ездить через грузинскую территорию, и наоборот, жители грузинских анклавов — через осетинскую. Однако большинство жителей как с той, так и с другой стороны, уверены: основные битвы еще впереди. Тем более что по ночам здесь происходит совершенно иное, чем днем, движение.

Конец цитаты.

Надо сказать, я поторопился с объявлением мира и заявлением о том, что «осетины снова получили возможность ездить через грузинскую территорию». В последний день августа в селе Эредви грузины захватили автобус с осетинами. Женщин отпустили, а пятерых мужиков избили так, что те попали в реанимацию в тяжелом состоянии. Вообще обитатели села Эредви всегда отличались особой отмороженностью. Еще в прошлую войну был случай, когда они загнали четырнадцать осетин в огромную металлическую трубу и заварили ее с двух сторон, похоронив всех заживо.

Зная нравы генацвале, я не поехал из югоосетинской Джавы в Цхинвал по так называемой «дороге Смерти», на которой находится несколько грузинских сел (как говорится, «Мы, Вустеры, храбры, но благоразумны»). По меньшей мере причиной этого осмотрительного шага стал факт отсутствия у меня грузинской визы. А взятку мне платить не хотелось, поэтому пришлось ехать в обход по опять же так называемой дороге Жизни. Хотя, как я уже писал, однажды она не оправдала своего названия. В мае 1992 грузинские боевики расстреляли здесь колонну с осетинскими беженцами. Выжил один мальчик – под горой трупов.

Дальше.

ЭЛИТНЫЙ ОТРЯД. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

До недавнего времени осетинское ополчение существовало только теоретически, но последние события вынудили срочно материализовать декларации. Сегодня практически каждый осетин боеспособного возраста, не взирая на его должность и профессию, обязан ночами отдавать долг родине на позициях.

Ополченцы берут меня с собой без энтузиазма: "Нам нежелательны лишние люди, а ты еще из Киева: Украина поддерживает Грузию". И все же я попадаю на позиции — отправляюсь туда с элитным отрядом: он состоит исключительно из журналистов, работников министерств и преподавателей местного университета. А потому большинство этих бойцов никогда не служили в армии. Многие, правда, были боевиками во время войны 91—92-х годов. Алан вспоминает удивительный случай:

— Однажды я сидел на кухне и выпивал с товарищами, как вдруг к нам влетел танковый снаряд, проломивший три стены. Мы попадали со стульев, но все остались живы. Даже никого не ранило.

Конец цитаты.

И все это правда.

Дальше.

"ГОТОВЫ БЫТЬ И УКРАИНЦАМИ"

Мы едем в горы, что поднимаются над Цхинвалом. Это стратегически важная высота, поэтому так важно ее удержать. Окопы, блиндажи, люди в камуфляжах. Короче, ничего особенного. Ополченцы целятся в сторону грузинской территории, один из воинов — в спортивных штанах и домашних в тапочках. Он говорит, что так и воевал две недели.

Несмотря на многовековую кавказскую прописку, потомки скифов-сарматов-аланов, осетины в большинстве своем люди спокойные, они похожи на тех финнов из анекдотов о размеренной жизни.

Конец цитаты.

Очень важно: для украинских идиотов, считающих себя европейцами и бредящими вступлением в ЕС (держите карман шире), сравнение кого-то с финнами звучит как комплимент. Я же сначала хотел привести в пример эстонцев, но посчитал их недостаточно европейскими.

Дальше.

Простые парни сидят на корточках, курят, бесконечно рассматривая зажигалки, бойцы элитного отряда рассуждают на политические темы:

— Саакашвили говорит, что любит и уважает осетин, а сопротивление ему здесь оказывают исключительно русские. Выходит, мы в глазах грузинского президента марионетки, которые не могут сами думать. Хорошего он о нас мнения, — говорит командир.

— Но вы же поголовно приняли российское гражданство, — возражаю я.

— Если бы нам давала гражданство Украина, мы бы и его приняли. Мы готовы быть русскими, украинцами, татарами, только не грузинами.

Конец цитаты.

Насчет того, что осетины не прочь быть украинцами. Они действительно так говорят, и мне это важно было показать именно в украинской газете. Таков реверанс, который я не потрудился бы сделать в российском СМИ, но здесь он просто обязателен. И попробуйте после этого обвинить меня или газету в «москализме»!

О грузинском президенте. Внешне благообразного Мишико называют в Тбилиси Слюнтяем. Разговаривая, он так брызжет слюной, что провластные тележурналисты зачастую не могут найти ракурс, дабы показать его в нормальном виде. О нем говорят: в обычных машинах «дворники устанавливаются с внешней стороны стекла, в машине Саакашивили – с внутренней. Чтобы счищать пену. А еще рассказывают, что он жрет, с невероятной жадностью запихивая себе пищу в рот. Животное, одним словом. И скоро это станет достоянием не только литпромовской общественности.

Дальше.

За ночь ничего особенного не происходит, мы слышим лишь одиночные выстрелы, раздающиеся неизвестно где. Утром я возвращаюсь в Цхинвал, после чего решаю наведаться на пост российских миротворцев, находящийся неподалеку от него. (Трехсторонние грузино-осетино-российские миротворческие войска были введены в зону конфликта в 1992 году в соответствии с Дагомысскими соглашениями).

У входа на "точку" местные офицеры начинают "бычить":

— Тебе нужно взять официальное разрешение на посещение нашего пункта. А сейчас давай отсюда.

Я без малейшего сожаления ухожу и направляюсь в грузинское село Авневи, но уже не один, а с Андреем Палиловым, командиром этого поста, вызвавшемся меня сопровождать.

— Вообще-то служить здесь одно удовольствие, только скучно немного, — рассказывает он мне по дороге. — Правда, в последнее время вот обострение произошло. Двенадцать лет все было мирно и — пожалуйста. Я понимаю Грузию: юридически это ее земля, как и Чечня — часть России, но ведь не такими способами надо восстанавливать территориальную целостность.

Конец цитаты.

Я написал так, как мне сказал солдат, можно было, конечно, обойти этот пункт, но опять же, не стоит забывать о реверансах в сторону Киева. Однако послушаем, что наш солдат говорит дальше:

Осетины просто так отсюда не уйдут, тем более что исторически грузины — не воины, а крестьяне. А вот воинственных аланов специально для службы в армии приглашала еще царица Тамар в 12 веке. Делай выводы.

Конец цитаты.

По-моему, неплохой пиар осетинам, особенно учитывая, что все здесь правда.

Дальше.

Андрею в селе каждый рад, тем более что он разговаривает со всеми на грузинском языке, который неплохо освоил за время службы. Авневи живет обычной размеренной жизнью, какой оно жило много лет назад: кто-то занят простой крестьянской работой, кто-то играет в карты. Над зданием полиции висит новый грузинский флаг — аж с пятью крестами! Все бы хорошо, только бедно уж очень, но Хвича, местный полицейский спортивного вида, жалуется на другое:

— Где мы сейчас живем? В Грузии? В Южной Осетии? В Цхинвальском регионе? Я вот хотел пойти работать в милицию. Несколько раз писал рапорт, но меня не взяли: грузин. Мне, например, Америка даром не нужна, но у меня не много требований: жить в Грузии, работать в Цхинвале, а мне не позволяют.

Конец цитаты.

Еще бы тебя работать в органы. Сегодня отряды осетинских боевиков-ополченцев оформлены как подразделения милиции. Кому ты там такой нужен?

Дальше.

Мы направляемся к Вахтангу, в гостях у которого пьем вино — бутылка такого напитка в Киеве стоит не менее пятидесяти долларов, в то время как средняя зарплата в Авневи составляет около десяти долларов. Андрей режется с хозяином в нарды, проигрывая ему три бутылки (по количеству партий) пива. Я остаюсь в недоумении: зачем пиво, раз есть такое прекрасное вино.

Двигаем в гости к Давиду. У него во дворе находится "телефонная будка", представляющая собой дерево, к которому приставлена лестница. Это одно из немногих мест, откуда можно дозвониться по мобильному. Давид продает односельчанам телефонные карточки.

Хозяин накрывает стол, с работы приходит его жена Аза, начинается разговор за отношения. Межнациональные.

— Мы сегодня очень хорошо с осетинами. Во время последних разборок в нашу сторону не полетела ни одна пуля, — говорит мне Давид, подливая вина.

"Как в стране, где живут такие доброжелательные люди, могла вспыхнуть война?" — думаю я. В качестве рабочей версии возникает следующая догадка: "Грузия — страна самобегающих автоматов. Днем они спят, а ночью просыпаются и начинают стрельбу". На деле все выходит гораздо прозаичнее. Во время прошлой войны в это село из Тбилиси и других районов Грузии приехали те, кого здесь называют "неформалами". Нет, то были не байкеры в "косухах", это те, кто махал на проспекте Руставели флагами, требуя Грузии для грузин.

— Ой, что они здесь творили! — ужасается Аза.

Авневи — единственное грузинское село, находящее на трассе, связывающей Цхинвал с районным центром Знауром. Временами неформалы вылавливали проезжих осетин, пытали и расстреливали их. Жителям села тоже доставалось: здоровым мужикам надо было где-то жить и что-то есть, и они себе ни в чем не отказывали - по счетам платили мирные жители. В этот раз авневские, во главе с местным председателем Георгием Гобанадзе, сказали нет непрошеным гостям. Аналогичным образом поступили жители села Арцеви, что неподалеку от столицы Южной Осетии.

Конец цитаты.

То есть понимаете, почему среди грузинских сел находятся два нормальных. Вернее, почему они нормальные? Да, они не пустили к себе обдолбышей из большой (и – больной, добавим) Грузии. Мне же редактор сказал побывать на той стороне. Вот я и побывал в хорошем селе – Авневи. Объективность соблюдена. Двигаем дальше. Хотя – нет, задержимся здесь ненадолго. Тринадцать лет назад я уже стоял посреди этого села вместе с лихими осетинскими боевиками. Нас было пятеро, мы пили молодое красное вино, расположив огромный бутыль на багажнике «девятки». Осетины поднимали тост «за нашу землю». Окончательно дойдя до кондиции, боевики принялись стрелять из охотничьего ружья по какому-то из этих домов. Авневи не показывало виду, что живо. Тогда осетины взяли в руки палки, переползли через забор и стали крошить стекла в этом жилище. Они объясняли мне, что здесь обитает «один урод, которого надо убить». Качаясь, я вышел из машины, чтобы попытаться спасти «урода», если он попадется им в руки…

Продолжение следует.