proso : Руми, "ШЕЙХ, ИГРАВШИЙ С ДЕТЬМИ"
02:34 06-10-2004
Мне этот стих пришелся по душе и я решил его запостить.
proso
Оригинал по ссылке.
Дервиш молодой закричал на базаре:
«Мне нужен мудрец, я в духовном пожаре!»
Ему отвечает случайный прохожий:
- «Не надо орать, зря людишек тревожить,
Нет в городе нашем мыслителей ярких,
Один только шейх, что играет под аркой.
Вон видишь он скачет на палке-лошадке,
За ним же толпою несутся ребятки.
Шейх многое знает, но труден порою,
И мудрость скрывает за детской игрою».
Дервиш подошел к веселящимся детям:
- «О, Мудрый, молю на вопрос мой ответить!»
- «Уйди, я сегодня весь день буду занят,
Меня только детские игры и манят».
- «Учитель, молю, лишь на краткое время,
Лошадку позволь подержать мне за стремя».
Тут шейх, усмехнувшись, галопом подъехал:
-«Быстрей говори, ты игре стал помехой».
Смутился дервиш перед детской толпою,
И в шутку спросил он у шейха такое:
- «Учитель, давно уж мечтаю жениться,
На улице этой найдётся ль девица?»
«В мире встречаются три вида женщин
От двух много горя, от третьего меньше,
Лишь первая будет твоею до гроба,
Вторая – твоя вполовину зазноба,
А третья твоею не станет и чудом.
Тебе я ответил. Ступай, брат, отсюда»
И шейх поскакал за толпою мальчишек.
Взмолился дервиш: «Не гони так, потише!
Скажи мне подробней про женские виды!»
Шейх вновь развернувшись, сказал без обиды:
- «Девица, которой ты муж будешь первый,
Навеки твоя, с нею счастие верно.
Вдова без детей – только телом с тобою.
А вдовая мать – повернется спиною.
Теперь же ступай-ка, дружок, восвояси,
Лошадка моя застоялася в грязи.»
Шейх с гиканьем палку свою погоняет,
А детки души от восторга не чают.
«Учитель, позволь я ещё вопрошу!»
И шейх, сделав круг, подскакал к дервишу
- «Да ты, брат упрям и настойчив, как слон.
Давай побыстрей, я в детишек влюблен.»
- «Зачем ты, учитель, играешь с детями?
Зачем унижаешь себя перед нами?»
- «Народ этой волости долго уж молит,
Чтоб я их возглавил судьёю, иль в школе
Мальчишкам давал их основы ученья,
Но знанье моё отвергает служенье.
Желает оно наслаждаться собою.
Себя я сравню со сластей кладовою,
Которые ем я один и не брошу.
Скажи, ты б взвалил на себя эту ношу -
Печаль и тоску, сумасшествие службы?
Тебе этот груз представляется нужным?
То знанье, которому учат другие,
Уныло и скучно, то знания земные.
Поэтому вечно тревожен учитель:
Что думают дети? Что скажет родитель?
А коли не знает, подпустит туману,
Чтоб быть популярным, пойдёт на обманы.
Продажному знанию есть потребитель.
Бездушно оно, и бездушен учитель.
Шумно, энергично оно пред толпою,
А без ротозеев, оно – никакое.
Учение точный имеет образчик,
Что Бог не отвергнет, как строгий заказчик.
Поэтому я и люблю недотрогу,
Отраду мою – мою преданность Богу.
Играю лишь с чистыми духом детями,
СчастлИв, как они я с такими друзьями.
Лицо моё нежным покрыто румянцем,
Как красный цветок, в жизни занят я танцем.»
Он прочь ускакал, хохоча без кокетства,
А следом умчалось счастливое детство.
Меснави (2, 2338 – 2342, 2384- 2385, 2400 – 2430)