proso : Руми, "ШЕЙХ, ИГРАВШИЙ С ДЕТЬМИ"

02:34  06-10-2004
Мне этот стих пришелся по душе и я решил его запостить.
proso




Оригинал по ссылке.



Дервиш молодой закричал на базаре:

«Мне нужен мудрец, я в духовном пожаре!»

Ему отвечает случайный прохожий:

- «Не надо орать, зря людишек тревожить,

Нет в городе нашем мыслителей ярких,

Один только шейх, что играет под аркой.

Вон видишь он скачет на палке-лошадке,

За ним же толпою несутся ребятки.

Шейх многое знает, но труден порою,

И мудрость скрывает за детской игрою».

Дервиш подошел к веселящимся детям:

- «О, Мудрый, молю на вопрос мой ответить!»

- «Уйди, я сегодня весь день буду занят,

Меня только детские игры и манят».

- «Учитель, молю, лишь на краткое время,

Лошадку позволь подержать мне за стремя».

Тут шейх, усмехнувшись, галопом подъехал:

-«Быстрей говори, ты игре стал помехой».

Смутился дервиш перед детской толпою,

И в шутку спросил он у шейха такое:

- «Учитель, давно уж мечтаю жениться,

На улице этой найдётся ль девица?»

«В мире встречаются три вида женщин

От двух много горя, от третьего меньше,

Лишь первая будет твоею до гроба,

Вторая – твоя вполовину зазноба,

А третья твоею не станет и чудом.

Тебе я ответил. Ступай, брат, отсюда»

И шейх поскакал за толпою мальчишек.

Взмолился дервиш: «Не гони так, потише!

Скажи мне подробней про женские виды!»

Шейх вновь развернувшись, сказал без обиды:

- «Девица, которой ты муж будешь первый,

Навеки твоя, с нею счастие верно.

Вдова без детей – только телом с тобою.

А вдовая мать – повернется спиною.

Теперь же ступай-ка, дружок, восвояси,

Лошадка моя застоялася в грязи.»

Шейх с гиканьем палку свою погоняет,

А детки души от восторга не чают.

«Учитель, позволь я ещё вопрошу!»

И шейх, сделав круг, подскакал к дервишу

- «Да ты, брат упрям и настойчив, как слон.

Давай побыстрей, я в детишек влюблен.»

- «Зачем ты, учитель, играешь с детями?

Зачем унижаешь себя перед нами?»

- «Народ этой волости долго уж молит,

Чтоб я их возглавил судьёю, иль в школе

Мальчишкам давал их основы ученья,

Но знанье моё отвергает служенье.

Желает оно наслаждаться собою.

Себя я сравню со сластей кладовою,

Которые ем я один и не брошу.

Скажи, ты б взвалил на себя эту ношу -

Печаль и тоску, сумасшествие службы?

Тебе этот груз представляется нужным?

То знанье, которому учат другие,

Уныло и скучно, то знания земные.

Поэтому вечно тревожен учитель:

Что думают дети? Что скажет родитель?

А коли не знает, подпустит туману,

Чтоб быть популярным, пойдёт на обманы.

Продажному знанию есть потребитель.

Бездушно оно, и бездушен учитель.

Шумно, энергично оно пред толпою,

А без ротозеев, оно – никакое.

Учение точный имеет образчик,

Что Бог не отвергнет, как строгий заказчик.

Поэтому я и люблю недотрогу,

Отраду мою – мою преданность Богу.

Играю лишь с чистыми духом детями,

СчастлИв, как они я с такими друзьями.

Лицо моё нежным покрыто румянцем,

Как красный цветок, в жизни занят я танцем.»

Он прочь ускакал, хохоча без кокетства,

А следом умчалось счастливое детство.



Меснави (2, 2338 – 2342, 2384- 2385, 2400 – 2430)