Лев Рыжков : Народа душа родниковая (часть IV)
06:42 05-05-2013
Часть IЧасть IIЧасть IIIСцена IIОсвещена правая часть сцены.
Грустный Ванятка в круге света.
ВАНЯТКА: Они все-таки добрались. Благодаря чему? Раскаявшийся гопник вернул телефон? Да нет, конечно. И указателей на видном месте – тоже не было. И из прохожих вряд ли кто знал дорогу к Андрею Сергеевичу. И на остановке маршрутки их никто не дожидался. Бедные, маленькие люди, которых поманил большой город, да тут же, пожевавши, выплюнул – вот кем они себе казались, любимые мои Хоботовы. И что бы они делали, не вмешайся в их судьбу счастливый случай? Да, вернулись бы в деревню. Под смешки односельчан стали бы отдирать доски со свежезаколоченных окон. Производить прочие позорные ритуалы преждевременного реквиема по мечте.
Свет на левую часть сцены.
Задник – каляки-маляки с изображением кособоких домов, деревьев, машин и прохожих.
Хоботовы застыли. Нина тревожно и зло смотрит перед собой, руки в боки. К Нине прилепилась Яна – она испугана, дрожат плечи. Паша неимоверно печально, почти не таясь, пьет из чекушки. Даже Вова – не мотает больше курчавой головой. В его взгляде – детская обида: поманили и бросили, как так?
На переднем плане – ведро картошки.
ВАНЯТКА: От каких пустяков порою зависит осуществление самых дерзновенных наших планов. Успех – это лестница, ступени которой – пустяки и мелочи. Эти маленькие ступенечки не всегда прочны. Скажем проще: что бы делали незадачливые Хоботовы, не будь в потайном кармане одного из них вашего покорного слуги? Не будет скромностью сказать, что я всегда отличался хорошей памятью. Я запомнил телефонный номер, который утром диктовал водитель. В семействе оставалось еще два мобильных телефона – у Вовы и у Яны.
Композиция на левой стороне сцены трансформируется. В глазах у семейства загорается надежда. На лицах появляется воодушевление. Яна (или Вова) протягивает Нине телефон, Нина решительно (но и почтительно) подносит трубку к уху.
ВАНЯТКА: Я в очередной раз выручил свое родное семейство. Но – добро часто бывает наказуемо. Мог ли я знать, как жестоко накажет меня судьба буквально через несколько минут? Кто бы сказал, я бы не поверил. Однако я должен, должен был это предвидеть.
Каляки-маляки исчезают с задника левой части сцены. Семейство стоит в пустоте. Нина робко стучит в дверцу, соединяющую левую часть с центральной, погруженной во тьму.
ГОЛОС ИЗ ТЕМНОТЫ: Да-да!
НИНА (
в темноту): Э-э, извините, нам сказали к вам обратиться
ГОЛОС: Так обращайтесь, милости прошу!
В центральной части сцены загорается свет.
Центр сцены теперь – кабинет. Стоят — стол, кресло, гостевые стулья. Портрет Путина.
За столом – МЕНЕДЖЕР (тот же актер, что играл хипстера в маршрутке).
Семейство робко, боком-боком, втискивается в кабинет.
МЕНЕДЖЕР: Вы ведь (
смотрит в бумажки на столе) – Хоботовы?
НИНА: Да.
ПАША: Допустим.
Нина тыкает Пашу локтем в ребра.
НИНА: Мы вообще-то к Андрею Сергеевичу ехали.
МЕНЕДЖЕР: А я знаю. Но Андрей Сергеевич, к сожалению, находится в офисе не постоянно. Часто бывает занят. А еще у него случаются экстренные совещания. И вот сейчас – как раз идет одно из них.
НИНА: И что же делать?
МЕНЕДЖЕР: Два варианта. Первый: вы можете попытаться его дождаться. Тем более, что вероятность его возвращения в офис составляет (взгляд в бумажки) – сорок пять процентов. Это немало.
НИНА: То есть, он может сегодня не вернуться?
МЕНЕДЖЕР: С вероятностью 55%. Но это, согласитесь, больше, чем ничего.
ПАША: Но он нам нужен! (
получает тычок от Нины) Ох!
НИНА (
сквозь зубы): Не болтай, дурак! Не сбивай цену!
МЕНЕДЖЕР: А, между тем, в то время, как за вами посылали машину, вероятность застать босса составляла (
шелест страниц) – 78%.
НИНА: Откуда вы эту вероятность берете?
МЕНЕДЖЕР: Шеф нам сам ее сообщает.
НИНА: Значит, сейчас – вероятность 45%.
МЕНЕДЖЕР: Да.
НИНА: По-русски говоря, он может прийти, но скорее всего – нет.
МЕНЕДЖЕР: Но вероятность его возвращения – очень значительна!
ВОВА: А вот и нет.
Все смотрят на Вову.
ВОВА (
почти не робея): Минимальная вероятность равняется как раз пятидесяти процентам…
ВАНЯТКА: Не думайте о Вове слишком хорошо. Он всего лишь повторяет слова, которые я ору ему прямо в ухо.
ВОВА: То есть, либо «да, либо «нет». 50 на 50. 45% — просто абсурд!
МЕНЕДЖЕР: Какой сметливый и сообразительный молодой человек!
Вова приосанивается, ставит на пол ведро с картошкой. Желательно, чтобы одна картошина (или несколько) покатились по полу.
ПАША: Мой сын! Весь в меня!
НИНА (
сварливо): И что же нам делать?
МЕНЕДЖЕР: Либо дожидаться шефа, либо… (
разводит руками) …иметь дело со мной. Все полномочия для решения вашего вопроса я имею.
Нина подозрительно озирается.
НИНА: А, собственно, хотелось бы знать – какого вопроса?
МЕНЕДЖЕР (
хохочет): Ах-ха-ха! Ну, вы даете! Вы меня разыгрываете, да? (
Смех его гаснет под мрачными взглядами семейства) Хотя ладно. Вам, значит, ничего не сообщали, не предлагали?
ПАША: Говорили о каких-то инвестициях…
МЕНЕДЖЕР: Ну, да. Разумеется!
НИНА: И?
МЕНЕДЖЕР: А каковы ваши предположения?
ПАША: У нас на огороде нашли нефть?
МЕНЕДЖЕР (
хохочет): Ха-ха! (
машет рукой) Что вы, что вы? (
вытирает глаза платком) Ой, не могу. Ха-ха! Нефть!
НИНА: А что тогда? Вы хотите – купить у нас наш огород?
МЕНЕДЖЕР: Ни боже мой! Это заведомо убыточно.
НИНА: А что тогда? (
переглядывается с Пашей)
МЕНЕДЖЕР: А сами вы – не догадываетесь?
Семейство пожимает плечами.
МЕНЕДЖЕР: Ну, хорошо. Скажу прямо. Нас интересует маленький человечек, который живет у вас в доме. Кажется, его зовут Ваняткой…
ВАНЯТКА: Вот так так! Неожиданный поворот сюжета!
ПАША: Но откуда вы?..
НИНА (
толчок Паше в бок): Откуда вы о нем знаете? Что вы такое говорите?
МЕНЕДЖЕР (
листает бумажки): Ну, как же! Вот бумаги от вашего участкового. А вот от врачей, да. В академию наук вы еще писали. Документальных доказательств существования вашего Ванятки хотя и маловато, но вполне достаточно.
НИНА: И что вы хотите?
МЕНЕДЖЕР: Ванятку. Этого маленького человечка, который, вполне возможно, сейчас прячется где-то в карманах или складках вашей одежды…
ВАНЯТКА: Ну, вообще-то я сейчас прячусь у Вовы под правым наушником. Но сказать, что я потрясен – это значит преуменьшить, загнать в стакан бурю эмоций в моей душе. Сейчас я как никогда остро чувствую свою беззащитность.
НИНА: Подождите-ка…
МЕНЕДЖЕР: Только не говорите, что у вас Ванятки – нет. Давайте, минуем эту стадию переговоров? А? Вот и хорошо. Итак – наши условия. Они вам, как мне кажется, понравятся.
ПАША: Что? Что за условия?
ВАНЯТКА: Я, конечно, бывало, задумывался о феномене предательства. Я гадал – кто первый предаст меня в случае возможности. Я ставил на Яну. Но первым меня предал собственный отец. Хотя надо было предвидеть…
МЕНЕДЖЕР: Вы заинтересовались? Что ж… Условия таковы. Одно любое, самое заветное желание каждого из вас плюс… двадцать пять тысяч рублей.
НИНА: Пятьдесят.
МЕНЕДЖЕР: Окей. Пятьдесят.
ВАНЯТКА: Я метался в панике, и у Вовы, должно быть нестерпимо зачесалось в ухе.
Вова чешет в ухе.
ВАНЯТКА: Родная мать тоже, кажется, предавала меня. Пятьдесят тысяч, даже если умножить это на четыре… Неужели я стою так дешево?! И вообще – какого черта здесь мной торгуют? Мной? Я – живой человек, на всякий случай!
МЕНЕДЖЕР: Итак, одно, заветное желание. Плюс – пятьдесят тысяч…
НИНА (
спохватываясь): Евро!
МЕНЕДЖЕР (
понимающе усмехаясь): Долларов.
НИНА (
завороженно): Ну… окей, что ли…
ВАНЯТКА: Окей? Я не ослышался? Мамуль, ты чего?
МЕНЕДЖЕР: Только одно условие – желание должно быть искренним. То есть, я должен видеть его неподдельность. Ну, надеюсь, понимаете…
СЕМЕЙСТВО (
вразнобой): Да-да…
ВОВА: То есть, совсем-совсем любое желание?
МЕНЕДЖЕР: В пределах разумного.
ВАНЯТКА: Эх, Вова-Вова! А я-то считал тебя самым родным своим человеком. Даже второй матерью. И вот – итог доверия!
ВОВА: В пределах разумного… Ну, понятно. Окей.
На правой стороне сцены Ванятка производит боксирующие движение.
В центре Вова хватается за ухо.
ВАНЯТКА: Гад! Гад!
ВОВА: Ай! Айййййй! Да прекрати ты!
Менеджер усмехается.
ЯНА: Ну, как же так? Это же – живой человек? И, значит, вы его у нас – покупаете?
ВАНЯТКА: А Яночка, кажется, против. Честно сказать – от нее не ожидал. Я все-таки пока что мало понимаю в людях.
МЕНЕДЖЕР: Если вас волнуют юридические тонкости, то сделка будет проведена по документам, как…
ЯНА: Меня не волнуют юридические тонкости! Меня волнует, как вы можете покупать вот так просто живого человека?
НИНА: Янка! А ну, успокойся!
ЯНА: Успокойся? Это брат мой, между прочим!
НИНА (
смекая): А ведь действительно… Это – брат, слушайте. И сын. И как вам не стыдно?
МЕНЕДЖЕР: Сколько вы хотите?
НИНА (
неуверенно): Ну, раза в два больше.
ПАША: Как минимум!
МЕНЕДЖЕР: Увы, 50 тысяч долларов – последнее слово с нашей стороны. Вы – либо соглашаетесь, либо остаетесь ждать Андрея Сергеевича, вероятность появления которого на данный момент времени составляет (
взгляд на часы и в бумажки) – уже 18%. И имейте в виду – офис скоро закрывается.
НИНА: Эй, подождите, а ночевать нам где?
МЕНЕДЖЕР: Не имею ни малейшего понятия.
НИНА: Ну… Хорошо!
ВАНЯТКА: Хорошо?
МЕНЕДЖЕР: Ну, и чудно. Со своей стороны могу уверить, что обращаться с… э-э… Ваняткой будут самым гуманным образом. То есть, условия ему понравятся. Итак?
НИНА: Да.
ПАША: Да.
ВОВА: Да, конечно.
ЯНА (
после паузы, надрывно): Да!
МЕНЕДЖЕР: Вот и чудно. Что ж, вот еще одно условие сделки… Договоры составляются сугубо индивидуально. То есть, с глазу на глаз.
ПАША: Да-да, конечно!
НИНА: Ой, что-то это мне не нравится.
МЕНЕДЖЕР: Сожалею, но таковы условия.
ЯНА: Вы кто, дьявол?
МЕНЕДЖЕР: Ну, что вы! Ха-ха! Я – всего лишь обычный житель этого города. Ну, так с кого начнем? Давайте, пожалуй, с вас! (
указывает на Павла) Вы ведь – Павел Геннадьевич?
ПАША: Да! Да!
МЕНЕДЖЕР: Что ж… Вы оставайтесь. Остальных – попрошу ненадолго (
указывает на двери)…
Нина, Яна и Вова выходят в левую часть сцены.
Паша подобострастно застывает в кресле.
Ванятка в правой части сцены хватается за голову.
НИНА: Только не продешеви!
ЯНА: Мама, вот как не стыдно!
НИНА: А ты поживи с мое, потом стыдить будешь.
Центр сцены.
МЕНЕДЖЕР (
внимательно смотрит на Пашу): Итак? Вы желаете?..
ПАША (
оглядываясь на дверь, шепотом): Водки!
МЕНЕДЖЕР: Сколько?
ПАША (
от волнения сбивчиво): П-п-п… пятьсот!
МЕНЕДЖЕР: Ящиков?
ПАША (
хриплым шепотом): Тонн!
МЕНЕДЖЕР: Невозможно. Хотя… Зачем они вам? Вы их – продадите?
ПАША (
смотрит на менеджера широко раскрытыми глазами): Я? Я их выпью! И вообще – какая разница?
МЕНЕДЖЕР: Разница есть. Если вы их выпьете, то проведем как матпомощь. А если продавать захотите, придется ООО регистрировать, бумаги, сами понимаете, проводить… С месяц займет.
ПАША: Нет-нет! Я сам!
МЕНЕДЖЕР: Ну, хорошо. Сколько пишем? Пятьсот ящиков?
ПАША (
сглатывает): Ну… да…
МЕНЕДЖЕР: А не многовато ли? Вы так уверены в своей печени? Мне почему-то кажется, что пятьдесят ящиков – вполне нормально.
ПАША: Да! То есть, нет!
МЕНЕДЖЕР: Да, как скажете. Пишем пятьсот ящиков… Все. Здесь подпишите.
ПАША: Все?
МЕНЕДЖЕР: Да-да. Дальше пусть заходят…
Ошарашенный и счастливый Паша выходит на левую часть сцены.
НИНА: Ну, что?
Паша лишь расплывается в улыбке и начинает танцевать. Танец может продлиться сколь угодно долго и быть насколько угодно идиотским, или, напротив, гармоничным и профессиональным (на усмотрение режиссера).
НИНА: Вот засранец. Янка, ты иди…
Яна входит в центр сцены.
МЕНЕДЖЕР: Ваше желание?
ЯНА: Вот что? Так просто? Вы все-все выполните?
МЕНЕДЖЕР: В разумных пределах.
ЯНА (
мнется): Мне надо… Мне надо, чтобы человек один… как бы вам сказать…
МЕНЕДЖЕР: Взаимностью ответил?
ЯНА: А вы – дьявол?
МЕНЕДЖЕР: Да что вы! Какой же я дьявол? Я просто догадался. Тем более, нетрудно… Говорите фамилию, адрес.
ЯНА: Фамилии не знаю. Телефон есть.
МЕНЕДЖЕР: Запишите его вот здесь. И подпишите, где галочка.
ЯНА: И все?
МЕНЕДЖЕР: Да, конечно. Следующего позовите.
ЯНА: Но… Разве это легко?
МЕНЕДЖЕР: Да, конечно. Небольшая беседа…
ЯНА: И все?
МЕНЕДЖЕР: А зачем усложнять? Оформим, как общественное мероприятие… Вот здесь расписывайтесь.
Яна расписывается и выходит на левую сторону сцены и присоединяется к танцу Паши.
НИНА: Счастливые все, я смотрю. Вова, сыночек, ты теперь.
Вова вскакивает.
НИНА: Только фигни не загадай, я тебя умоляю.
ВОВА: Нет, мамуль…
НИНА: Что хоть загадаешь?
МЕНЕДЖЕР: Следующий!
Вова порывисто переходит в центр сцены.
МЕНЕДЖЕР: Что будете загадывать?
ВОВА: Хих-хи-хи!
МЕНЕДЖЕР: А поконкретней?
ВОВА: Хи-хи-хи! (
если возможно, краснеет)
Со стороны кулис заходит СЕКРЕТАРША (та же актриса, что и девушка из маршрутки).
СЕКРЕТАРША (
с бумагами): Юр, сможешь подписать?
МЕНЕДЖЕР: Насть, так срочно, да?
ВОВА: Ее! (
показывает пальцем на секретаршу)
МЕНЕДЖЕР: В смысле?
ВОВА: Хочу вот ее себе в жены.
МЕНЕДЖЕР: Молодой человек! У вас губа – не дура. Но хорошо ли вы подумали?
ВОВА: Ее. Точка.
МЕНЕДЖЕР: По рукам. Зовите вашу маман.
Вова выходит на левую сторону, начинает плясать.
В центре секретарша растерянно пожимает плечами. Менеджер разводит руками.
В кабинет (центр сцены) решительно заходит мама.
МЕНЕДЖЕР: Вы, я полагаю, все уже продумали?
НИНА: Примерно.
Правая сторона сцены.
Ванятка убирает руки, смотрит в зал.
ВАНЯТКА: Переговоры мамули с менеджером заняли больше всего времени. Они в чем-то напоминали составление строительной сметы.
Центр сцены: Нина и менеджер спорят над бумагами.
ВАНЯТКА: Сидя в приемной, мама обдумала метраж, этажность, количество соток. Сначала она заказала пятиэтажный особняк на Рублевке. Но после доводов менеджера согласилась на один из менее престижных коттеджных поселков. И не на пять этажей, а на два.
Центр сцены. Нина подписывает.
ВАНЯТКА: И вот так я нежданно-негаданно стал собственностью неведомого олигарха Андрея Сергеевича. Мне было горько, но, в то же время, и лестно, что я стою так дорого…