AlexPervov : ОТЧУЖДЕНИЕ-2 Эпиграф. гл.1 - «Приходите завтра» ч.1
18:36 02-09-2013
«При такой ориентации человек ощущает себя вещью, которая должна найти удачное применение на рынке. Он не чувствует себя активным действующим лицом, носителем человеческих сил; он отчуждён от них. Его цель — выгодно продать себя на рынке. Его чувство самости вытекает не из его деятельности в качестве любящего и мыслящего человека, а из его социально-экономической роли. Если бы вещи могли разговаривать, то на вопрос «Кто ты?» пишущая машинка ответила бы: «Я — пишущая машинка», автомобиль сказал бы: «Я — автомобиль» или более конкретно «Я — «форд» либо «бьюик», либо «кадиллак». Если же вы спрашиваете человека, кто он, он отвечает: «Я — фабрикант», «Я — служащий», «Я — доктор» или «Я — женатый человек» или «Я — отец двоих детей», и его ответ будет означать почти то же самое, что означал бы ответ говорящей вещи. Так уж он воспринимает себя: не человеком с его любовью, страхами, убеждениями и сомнениями, а чем-то абстрактным, отчуждённым от своей подлинной сущности, выполняющим определённую функцию в социальной системе. Его самооценка зависит от того, насколько он преуспеет: может ли он удачно продать себя, может ли получить за себя больше того, с чего он начинал, удачлив ли он. Его тело, ум и душа составляют его капитал, а его жизненная задача — выгодно поместить этот капитал, извлечь выгоду из самого себя. Человеческие качества, такие, как дружелюбие, обходительность, доброта, превращаются в товары, в ценные атрибуты «личностного набора», способствующие получению более высокой цены на рынке личностей. Если человеку не удаётся выгодно «инвестировать» себя, он испытывает такое чувство, словно он — сама неудача; если он в этом преуспевает, то он — сам успех. Совершенно очевидно, что его самооценка постоянно зависит от посторонних факторов, от изменчивой оценки рынка, назначающего цену индивида также, как он назначает цену товаров. Человек, подобно всем другим товарам, которые не удаётся выгодно продать на рынке, не имеет ни малейшей ценности в том, что касается его меновой стоимости, даже если его потребительная стоимость достаточно высока…
…Отчуждённая личность, предназначенная «на продажу», должна лишиться изрядной доли чувства собственного достоинства, столь свойственного человеку даже в самых примитивных культурах. Такая личность должна почти полностью утратить чувство самости, перестать ощущать себя существом единственным и неповторимым. Чувство самости вытекает из переживания собственно личности как субъекта её опыта, её мыслей, её чувств, её решений, её суждений, её действий. Оно предполагает, что переживание индивида является его собственным, а не отчуждённым. У вещей нет своего Я, поэтому и люди, ставшие вещами, не могут иметь чувство Я».
Эрих Фромм «Здоровое общество»
Бедность и рабство представляют собою лишь две формы, почти что два названия одной и той же вещи, сущность которой в том, что силы человека тратятся преимущественно не на него самого, а на других, — отсюда его, с одной стороны, заваливают работой, с другой же – крайне скупо удовлетворяет его потребности.
Артур Шопенгауэр « К учению о праве и политике»
«Меня к машинке пригнало чистое отчаяние. У меня были паскудные работы, и время своё я вкладывал в чужую игру. Этот чужой имел мою жизнь…по восемь, десять, двенадцать часов…»
Чарльз Буковски «Солнце, вот он я.»
Молодые люди часто ленивы и работать не хотят. Ну, они и правы. Позже их прижмут, заставят. Но были правы. Что в работе хорошего, и чем тут гордиться? «Я работаю, я налоги плачу»,— так всю жизнь и подчиняются.
Я лично только писать люблю, и то не всегда. А вообще предпочитаю ничего не делать. Размышлять. Чьи-то стихи вспоминать. На солнышке лежать. Мясо есть. Вино пить. Любовью заниматься или революцию устраивать. А писать — иногда.
Я не верю, что кто-то действительно любит восемь часов в день, пять дней в неделю печатать на пишущей машинке, или же рубашки для мужчин шить, или же мусор с улиц убирать. Одну рубашку сшить приятно порой, ну, страниц несколько отпечатать тоже возбудительно — ишь, умею, вон как ловко выходит. Но чтоб всю жизнь?! Не верю, и многое меня подтверждает. Женщина одна выиграла в лотерею — будут ей платить до конца жизни тысячу долларов в неделю. Так что, она сказала, сделает во-первых, что вы думаете? Конечно, «стап май ворк». Так что молодые люди неосознанно правы. Я за них, я их поддерживаю.
Эдуард Лимонов «Дневник неудачника»
«Работа портит людям настроение и характер. Никто на самом деле работать не хочет. Работы в принципе лучше избегать».
Брет Истон Эллис «Лунный парк»
«Русская лень — отличительная черта жителей этой страны, выражающаяся в наглом нежелании много и качественно работать за низкую зарплату (или вообще бесплатно).»
Lurkmore.ru
Приходите завтра.На деле никого ведь не заботит, полезен или бесполезен труд, высокопродуктивен или паразитичен; требование одно – работа должна быть выгодной. Весь современный мир твердит про деловую активность, эффективность, социальную значимость, но содержит ли это что-либо кроме «добывай деньги, добывай законно, добывай как можно больше»? Деньги стали главнейшей мерой достоинства.
Джордж Оруэлл «Фунты лиха в Париже и Лондоне»
Деньги, деньги, все решают только деньги
За ними гонится весь мир
В этой погоне вся жизнь уходит
Но ты не рад ей ни хрена
Хаос «Деньги» Деньги я начал зарабатывать в 10 лет. Заказывал партию местных газет и продавал их по розничной цене. Люди покупали газету в основном ради телевизионной программы. Заработанное я откладывал на покупку акустической гитары. Недостающую сумму мне добавила бабушка, и я приобрёл, к своей радости, музыкальный инструмент.
Продавал я газеты с утра у входа в продуктовый универмаг. Днём там часто околачивался один дед, внешне похожий на Брежнева. Он, время от времени, возмущался продавцами и мной в том числе:
— Спекулянты! Покупают по одной цене, а продают по другой! При Сталине такого не было! Он бы им быстро показал, как спекулировать!
Выпустив яд, он вставал рядом с нами и предлагал людям купить старый электрический чайник. Но продолжал при этом ругать других продавцов. А когда ему указывали на то, что он, в общем-то, и сам занимается торговлей в данный момент, дед возражал:
— Я продаю за то, что купил на кровно заработанные деньги! А вы специально покупаете по одной цене, чтобы продать по другой! Спекулянты!
Но на продаже газет много не заработать. В следующем году я, глядя на своего одноклассника и его родителей, продававших мороженное, решил тоже последовать их примеру, но моя мама не позволила мне это сделать.
— Нечего на них смотреть на этих торгашей. Лучше зарабатывать честно, но мало, чем как они, спекулировать, — кричала она мне.
Следующий трудовой опыт я получил в семнадцать лет, когда от профессионального лицея, в который поступил учиться, нас отправили в совхоз убирать картошку и морковку, чем мы бесплатно там и занимались целый месяц. Работать задаром на кого-то, да ещё и на такой грязной работе, мне очень не понравилось. Но это были ещё цветочки – ягодки начались в армии. Денежное довольствие солдата срочной службы в то время составляло 36 рублей, да и то запросто могли отобрать. А работать, будьте уверены, вас там заставят. Именно в армии я научился косить и отлынивать от любой работы, именно там понял, что нельзя выкладываться и работать в полную силу непонятно ради чего. Там же я впервые и усвоил аксиому для таких систем, подобных армейской – «инициатива наказуема».
Помню, как однажды нас отправили отбивать кирпичи, и тут, откуда ни возьмись, появился офицер из другой части. Поинтересовался, чем мы заняты (а мы в тот момент просто говорили «за жизнь», лениво имитируя работу), и сделал заманчивое предложение: пообещал заплатить 200 рублей, если мы притащим ему пять брёвен. Мы тут же оживились. Я взвалил на плечо огромное бревно и потащил один. Кто-то из сослуживцев, удивившись, воскликнул:
- Ни хуя себе! А ты можешь, оказывается, за троих работать! Только не хочешь почему-то.
- Потому что, — ответил я, — бесплатно или за идею только дураки работают добровольно.
Впрочем, тот офицер оставил нас в дураках. Исчез и ничего не заплатил.
В армии я понял: нет ничего хуже, чем авторитарная система управления. И в тот период, будучи солдатом, я был уверен, что такой маразм существует только в Российской армии. Как же я ошибался!..
Проёбываться от неприятных работ мне помогло участие во внезапно созданном духовом оркестре. Однажды всю роту отправили на разгрузку вагонов с углём. А в этот же день меня и остальных участников оркестра отправили на похороны молодого десантника. В то время, как мы исполняли похоронный марш, временно освободившись из заточения за забором, остальные лопатами разгребали уголь… Вернулись все чёрные, злые и уставшие… А мы отдохнули и ещё заработали денег.