Степан Шмелев1 : 413 Анархистов
20:14 19-09-2013
В конечном итоге меня признают невменяемым,
Но эти строки заставят обратить внимание
На нудные пробки, унылые здания
Убитые дороги, и мое домашнее задание…
Алексей Долматов
Часть 1. Master of puppets
1.
Мне нет и тридцати. Это хорошо. Я пишу что-то очень похожее на мемуары, а это плохо! В этом возрасте плохо…
Мне иногда говорили, что я родился с серебряной ложкой во рту, говорили, что я счастливчик, везунчик, и вообще у меня все отлично складывается, остается немного потерпеть и все получиться, но терпеть не уже нет сил, одолевает скука.
Моя мама мне в детстве говорила: — Умным людям не бывает скучно! (она считала меня умным ребенком, и сей час таковым считает), а я в свою очередь, как умный ребенок придумываю себе развлечения. Сижу за компьютером, стучу по клавишам, пытаясь найти то, ради чего стоит продолжать жить. Пока пишу – живу.
Возможно я зажравшийся сукин сын, и все что дальше мной будет написано — это лишь показной крик о помощи. Если на этот крик ни кто, ни обратит внимание, это будет лучшее, что сможет мне дать человечество в качестве поддержки. Хотя возможно все это просто слова, наверное, я не так умен, как считала мама и страдаю от собственной глупости и скуки в свои неполные тридцать лет.
Завтра первое сентября – День знаний, первый день полноценной работы всех школ на территории Российской Федерации.
Я вышел из отпуска месяц назад, а все еще ни как не могу привыкнуть ходить на работу, а если быть честным самим с собой, то просто не хочется. Хочется кардинальных перемен. Хочется быть другим, но в то же время оставаться самим собой. Хочется двигаться дальше, искать новые пути, искать новые сюжеты своей никчемной жизни.
Часто задаю себе вопрос: что я сделал хорошего, сегодня? В ответ тишина. Что я сделал хорошего хотя бы для себя, пока я был в отпуске, пока катились по линии жизни эти пыльные летние дни?
Влюбился.
А я знаю, влюбляются не выбирая, и мне кажется, что это опять не тот человек, не тот с кем я бы мог прожить многие годы и уж тем более, я не готов потратить на этого человека свою короткую жизнь…но все же я влюбился!
Сегодня мне хочется, надеется, что моя жизнь будет действительно коротка, и хочется, надеется, что это будет не больше чем забавная история, которая останется после меня.
2.
Я обожаю этих маленьких анархистов и не люблю их бестолковых родителей. Дети выигрывают, причем всегда, всегда побеждая предыдущее поколение. Когда-то и я мог побеждать.
Они выигрывают за счет того, что в их голове сидит внутреннее бессмертие. Одни из них думают, что смерть, конечно, наступит, но очень не скоро и есть чертовски много времени, что бы все изменить и переиграть. Другие же, вообще не размышляют над этой непростой темой, для них ее просто нет.
Нет смерти – нет темы.
Осознав то, что жизнь тает, начинаешься погружаться в бесконечную суету, и так проживаешь с ней остаток своих дней, а этот остаток, как показывает практика в огромном количестве случаев — большая часть твоей жизни. И она могла бы стать лучшей, если бы не эти бесконечные метания и нервозность повзрослевших детей, озабоченных своей значимостью.
Повзрослевшие дети тащат не повзрослевших детей в школу, девочки девочкам раздраженно поправляют банты, мальчики мальчикам холодно с легким оттенком безразличия, поправляют галстуки – это идут будущие первоклассники.
Родители вместе с детьми зачислены в школу, им предстоит одиннадцать лет домашних заданий и бесконечно-нудных родительских собраний.
Коллектив школы их всех сердечно поздравляет!
Сегодня должны пройти три линейки. Почему три, а не одна? Одна для всей школы, для учеников, родителей и учителей? Потому что школа слишком мала и у нее практически нет собственной территории, она зажата между жилыми зданиями, рестораном Макдональдс, старой площадью, и огромными шумными дорогами.
Наша школа находится в центре города, ей в этом году исполниться 111 лет со дня основания. Когда-то она была названа в честь Александра II и была основана в честь сороковой годовщины отмены крепостного права царем освободителем.
А из выше перечисленных фактов вытекают очень конкретные выводы, здание сыпется, трубы текут, помещений для всех недостаточно ну и много чего еще по мелочи.
И так три линейки: в 9.00 собираются 1- е, 9-е и 11- е классы, в 10.00 2-е,3-е,4-е,5-е классы, в 11.00 все остальные те есть 6-е, 7-е, 8-е,10-е. Всего в этом году 413 анархистов.
3.
Все линейки пройдут в спортивном зале в соответствии с расписанием. Это помещение с высокими потолками, практически квадратной формы, что является исключением, нежели чем правилом для подобных помещений в школах.
Зал украшен воздушными шарами темно зеленого цвета. Их в безвозмездное пользование предоставил школе, улыбчивый молодой человек, являющимся сотрудником банка, что находится неподалеку от нашего образовательного учреждения. Конечно, в данном случае банк преследует свои меркантильные цели, на шарах логотип банка и кривая надпись, повествующая о том, что кредиты лучше брать именно в этой финансовой организации, а не в какой-нибудь другой. Потому что они предоставляют такие восхитительные условия, что просто улет!
Заместитель директора по воспитательной работе, будучи женщиной с прекрасным художественным вкусом, когда украшала зал вместе с вожатыми и старшеклассниками, развесила эти шары в виде гирлянд. Причем, так, что бы все надписи упирались в стену и не мозолили глаза родителям, учащимся, и остальным членам администрации школы.
Опять бестолковая пиар акция в рамках образовательного учреждения, и эксплуатация наших ресурсов в виде огромного числа посетителей с треском провалилась.
Вообще стоит отметить огромное количество рекламной продукции, которая появляется в школе перед светлым праздником День знаний: это календарики, огромные настенные календари, закладки, обложки для тетрадей, бланки для школьных расписаний да много чего еще, приносят различные представители разношерстных компаний. Разнообразие фирм поражает воображение, это фирмы занимающиеся художественной фотографией, строительством, извозом людей, изготовляющие продукты питания, канцелярские товары и много других таких же ярких, таких же стремящихся к росту ВВП РФ и благосостояния всей нации.
4.
Первая линейка началась. Очаровательные первоклассники, трогательные, с огромными букетами, удивленными глазами. Идут испуганно озираются, увидев отца или маму с камерой в руках, широко улыбаются. Задерживают взгляд, поворачивая голову в сторону родного человека, продолжая телом двигаться вперед, держа за руку своего таково же одноклассника. Кто из пары очнется быстрее, тот сразу начинает нервно дергать за руку партнера, пытаясь того вернуть в школьную действительность, кажущейся им еще вполне чудесной и занимательной.
Учителя начальных классов, мягкими уговорами и аккуратно подталкивая и поправляя движение колонны своих подопечных, помогают им занять свои места на этом праздники. Прямо напротив первого класса у противоположной стены стоит одиннадцатый. Они переговариваются и смеются. Не видели друг друга целое лето, скучали. Я на них смотрю строго, нахмурив брови. Они тут же замечают и мимикой лиц, дают понять, что все поняли, и обещают до конца торжественной части, вести себя как подобает. Я удовлетворительно киваю, не обделив своим вниманием каждого, стараясь заглянуть им в глаза. Девятый класс стоит смирно, со скучающим видом.
Двое ведущих выходят к микрофону, говорят торжественную, банальную, но безумно важную чепуху с точки зрения патриотического воспитания, и объявляют: — Звучит гимн Российской Федерации!
При первых нотах гимна, те, кто сидел, встали, те, кто стоял, вытянулись в струнку. Сам стою смирно руки по швам, губами бормочу слова. Смотрю на представителей более старшего поколения. А у них на губах все тот же «Союз не рушимый, республик свободных, на веки сплотила,…» Забавно, я пытаюсь сдержать мелкую, но добродушную улыбку на своем лице, пытаясь сохранить серьезность, и это у меня, кстати, неплохо получается.
Опять у микрофонов ведущие, выдержав паузу, торжественно произносят: — А теперь слово предоставляется директору школы, Станиславу Витальевичу Шелеву.
Одернув пиджак за лацканы, я сделал шаг вперед и уверенно пошел к микрофону.
5.
Это мой третий год в должности директора школы. Первый раз, когда я выступал на подобных торжественных, официальных мероприятиях с речами, я очень нервничал. Готовясь к выступлению, писал слова выступления, несколько раз переписывал их от руки, потом набирал текст на компьютере, распечатывал, вкладывал в папку, и нервно сжимая ее в руках, выступал. Бывало, путался, сбивался, несколько виновато улыбался, мило краснел, открывал папку, быстро находил то место в тексте, где растерялся и продолжал, читая по бумажке или немного подсматривая. Чувствовал после этого себя ужасно неудобно.
Молодости многое простительно, и понимающая публика прощала мне эти шероховатости.
Теперь все несколько иначе. За полчаса до выступления, быстро, тезисно, набросав текст на маленьком клочочке бумаги, проговариваю всю речь про себя несколько раз. Она всегда получается разная, но суть сохраняется, держится за три-четыре коротких тезиса. Спрятав листок в карман пиджака, после объявления ведущих, под легкие аплодисменты выхожу к микрофону. На лице легкая улыбка, руки расслаблены, взгляд перед собой, рассматриваю, тех, кто рассматривает и оценивает меня. В эти секунды я точно знаю — со мной все в порядке!
Аплодисменты стихают, и я начинаю: — Здравствуйте дорогие, учащиеся, дорогие родители, дорогие учителя. Разрешите мне поздравить вас с этим прекрасным праздником, Днем знаний, 1- го сентября. Именно в этот прекрасный день, школа наполняется жизнью, превращаясь из простого архитектурного сооружения в храм знаний. (Мысль про себя – Банально, пафосно и бестолково). Именно в этот день, учитель становится учителем, а ученик учеником. (Мысль про себя – опять какая-то хрень, продолжай с серьезным видом улыбаться, и надо как-то исправлять ситуацию, пора вернуться к тезисам.) Но все мы знаем, что любое обучение, на любом уровне не возможно без доверия. В первую очередь доверия между учеником и учителем. Хочется отметить, что не только ученик должен доверять своему учителю, но учитель своему ученику! Доверять настолько, что бы позволять тому развиваться в собственном русле, давать возможность искать и находить, падать и подниматься, но при этом никогда не выпускать его из виду и быть всегда рядом. Только настоящий учитель может простить ошибки своего ученика, только настоящий ученик может простить ошибки своего учителя!
Доверие и взаимопонимание, должно выходить за рамки бинарной системы ученик-учитель (Мысль про себя – как сюда попало словосочетание «БИНАРНОЙ СИСТЕМЫ»?) неотъемлемой частью этой системы, являются и родители. От отношения родителей к школе и педагогу зависит отношение самих детей, наших учеников. И здесь, мне хочется напомнить родителям, что они, то же педагоги, то же учителя своих детей. Именно вы показываете нашим ученикам, как надо общаться, как дружить, трудиться и отдыхать, как помогать ближнему, как не быть равнодушному к чужой беде. Вы, так же как и каждый из моих коллег являетесь частью образовательной системы. Именно вы дорогие родители, папы и мамы, бабушки и дедушки, являетесь не просто ее частью, а ее опорой и поддержкой (Мысль про себя – лихо загнул!) Я сам, как многие из вас знают, окончил эту саму школу, где мне посчастливилось работать, и я работаю с теми учителями, что когда-то воспитали меня. В этот солнечный день я говорю слова благодарности, своим учителям. Спасибо. Спасибо вам большое!
Пауза. Небольшой поклон. Жидкие аплодисменты. На моих губах все такая же легкая праздничная улыбка. Я удаляюсь на свое место.
Праздник еще продолжается. Несколько праздничных номеров, еще несколько речей и поздравлений. Выступает представитель родителей, представитель администрации района, читают стихи первоклашки, красивый танец под приятную музыку, танцуют ученики девятого класса.
Под занавес всего мероприятия учащийся одиннадцатого класса, сажает на плечо девочку первоклассницу и та, зажав в своем маленьком кулачке школьный колокольчик, дает первый звонок.
Финал. Все радостно расходятся, дети и родители дарят цветы учителям. А у меня впереди еще два подобных мероприятия.
Скучно. Я смотрю на весь этот праздник и пытаюсь осознать, как я сюда попал, как я вернулся в школу? Мне, почему то кажется, что я должен быть сейчас, где-то в другом месте, с другими людьми.
И сам я должен быть другой…