Амур Гавайский : Славянская Душа и Русский Дух. Движение на Восток.
04:47 28-02-2005
Советская империя, основу которой составляла славянская цивилизация к середине 20 века сумела добиться прочного контроля над большей частью евразийского континента. При этом империя владела обширными колониями в Африке, Юго-Восточной Азии, Южной и Северной Америке и было бы естественно предположить, что славяне народ исключительно агрессивный, воинственный, видящий свою историческую миссию в захвате и подчинении других народов. При ближайшем рассмотрении картина не представляется столь простой.
В исторической литературе не возникло много споров относительно изначального расселение славян на берегах Дуная в начале 1 тысячелетия нашей эры, об этом же прямо говорит русский летописец: «спустя много времени после вавилонского столпотворения, сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись по земле племена и прозвались своими именами, где которое племя село на каком месте; одни пришли и сели на реке именем Морава и прозвались моравами, другие назвались чехами; а вот тоже славяне - хорваты белые, сербы и хорутане». Далее летописец повествует, что под давлением неких «волхов» славяне вынуждены были покинуть родные земли. С.М. Соловьёв не оспаривает факта вытеснения будущих восточных славян на северо-восток к берегам Днепра. Мне сам факт военного давления «волхов» не представляется столь уж очевидным, прежде всего потому, что не все славяне ушли, а оставшиеся сумели создать свои государства на землях непосредственно примыкающих к Дунаю существующие и по сей день: Болгария, Сербия, Чехия, Хорватия, Словакия, Словения. С другой стороны «волхи», о которых говорит летописец, и о которых продолжают спорить историки, совершенно пропали с исторической арены.
Вполне возможно, что отделение части славянских племён произошло по вполне естественным причинам относительного перенаселения, а не в связи с военным давлением извне. Намного более интересным фактом мне представляется не причины переселения, а направление движения славянских племён на северо-запад, в малонаселённые области с отрицательной изотермой января. Места, в которых, по представлениям римлян и греков осёдлая земледельческая цивилизация невозможна. (Греческая колонизация за свою многовековую историю не продвинулась дальше северного побережья Чёрного моря)
У дунайских славян был выбор естественного движения на юг и на юго-запад, именно так действовали германские племена, или дальше на запад – так действовали многочисленные азиатские кочевники гунны, авары и другие. Славяне же двинулись на северо-восток. Соловьёв считает, что движение на юг, запад и даже север означал войну с опасными противниками германцами, римлянами и кельтами и поэтому славяне ушли на северо-восток. Я полагаю, что правильный ответ следует искать на новых местах расселения дунайских славян.
Летописец пишет о полянах, которые поселились по берегам Днепра, далее о древлянах так как «сели в лесах», о дреговичах, осевших на Припяти и Двине, и построившие Смоленск. Часть славян осели на Ильмене и назвались «своим именем – «Славяне». Соловьёв комментируя летописца высказывает предположение, что ильменские славяне назвались своим именем потому, что были окружены другими народами, а именно финно-угорскими племенами когда как Поляне, Дреговичи, Вятичи, Северяне, Угличи поселились в малозаселённых местах и назвали себя ориентируясь на топонимию своего пребывания.
Таким образом славяне вошли на средне - русскую равнину “без боя” и это не было случайностью; в дальнейшем стратегия движения славян в малонаселённые севера -восточные земли была множество раз подтверждена. Таким “бескровным” образом были заселены (не завоёваны) Урал и Сибирь и даже далее на востоке, в Американской Аляске мы находим вольные славянские поселения.
На восток шли кланами с жёнами и детьми, вполне мирно, следовательно можно предположить, что это движение было организовано общественными лидерами, старшинами, а не военными вождями, князьями. Шли вольно, без принуждения, только те, кто хотел. Большинство же оставалось на своих местах продолжая жить как жили. Движение на восток, не истощающее силы народа, растянулось чуть ли не на 16 веков и охватило огромные территории от Дуная до Калифорнии, причём результатом этого неспешного, вольного движения стало возникновение прочного славянского “мира” готового стать основой для самых различных государств, начиная от маленькой “уютной” Чехии и кончая сверхдержавой Российской Империи 19-20 веков.
Славяне всегда хотели жить вольно, мирно и просторно и сосредоточивали свои силы не на военных действиях и порабощении других народов, но на экономических усилиях, стремясь освоиться там, где греки, германцы и многочисленные кочевые народы Азии освоиться и закрепиться не сумели.
Славянская мирная “вольница” нашла своё выражение и в религии; прежде всего у славян не было ярко выраженного культа войны, верховный бог Перун Сварожич "злат ус, да серебряна глава" является прежде всего богом грозы и молний, а так же плодородия и покровительствует только тем воинам, кто сражается «по необходимости». Отец Перуна, прародитель всех богов Сварог (по этому все славянские боги Сварожичи) не имеет врагов и не сражается, создав 12 месячный календарь – коло (коловрат) он удалился от дел, передав все дела своим потомкам. Так его сын Дажбог Сварожич, бог летнего солнечного света (правит от 22 июня до 22 сентября) разъезжает по небу на золотой колеснице и солнце, отразившись в его щите (заметьте щит, не меч), согревает землю. Славянский бог войны Лют, всего лишь помощник Перуна, но не Сворожич, занимает много меньше культурного пространства по сравнению с богами мирными. Такими были Купала – бог празднеств, радости и веселья; Велес, бог мудрости и покровитель скотоводства; Стрибог, бог ветров, карающий клятвопреступников; Баян, бог музыки и поэзии, вещий сказатель; Чур (Щур), бог предков и покровитель домашнего очага. До сих пор дети играя обращаются к этому богу: “чур меня, чур не меня”.(о языческой религии смотри: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988, )
Особое место в славянском пантеоне занимает Родогаст (Радигощ, Радегаст), который одновременно является богом ратной славы и гостеприимства. Такое необычное на первый взгляд сочетание отражает в какой то степени военную тактику славян, людей гостеприимных, не признающих порабощения военнопленных, которым после определённого срока предлагалось или идти на все четыре стороны, или поселиться со славянами на равных правах. Все древние писатели в один голос свидетельствуют о гостеприимстве славян, которые, согласно своему обычаю, провожали странника, пришедшего к ним до границ своего рода. За обиженного гостя славянин должен был «вооружиться» и отомстить. Украсть, для того, что бы угостить странника не считалось у славян преступлением. Славяне стремились жить мирно с соседями, не славянские относительно малочисленные племена, такие как Пермь, Мурома, Весь, Мерь,Чудь, Ятвяги, сосуществовали бок о бок с славянами, в каких то ситуациях постепенно вливаясь в славянский мир, а в каких то продолжали независимо существовать сохраняя свои язык и обычаи. Известно и отношение славян к слабым и старикам; в отличие от литовских и германских племён, славяне не совершали ритуальных убийств своих стариков и больных, стараясь обеспечить их за счёт общины.
Воевали славяне по необходимости, византийский император Маврикий, написавший нечто вроде учебного пособия как воевать со славянами, довольно подробно рассказал о славянских боевых искусствах: Славяне, согласно Маврикию, не строили боевых укреплений и вообще избегали крупных сражений где либо и регулярного войска не держали. Чужеземная армия, входившая в славянские земли, находила покинутые жилища, славяне, при нашествии, скрывались в лесу. Маврикий советует не рассматривать эту ситуацию как победу, мало того, он советует воевать славян зимой, когда голые деревья позволяют организованному войску в славянских лесах лучше видеть и ориентироваться. Маврикий, как и многие другие писатели, считает славян «коварными и вероломными» так как они устраивают засады в самых неожиданных местах, например на дне реки, или ручья, используя выдолбленный тростник для дыхания. Славяне способны напасть сзади и тут же скрыться, они могут под видом разбитых в бою заманить войско в непроходимое болото, славяне используют отравленные стрелы и т.д. Другими славами речь идёт о военных тактиках партизанской войны. Есть все основания верить Маврикию так как именно эти тактики, никчемные в завоевательных экспедициях, но исключительно эффективные при обороне своих земель на протяжении многих веков обеспечивали славянам победу над их многочисленными врагами при этом подвергая наименьшему риску своих воинов. Немаловажная деталь, так как славяне жили и оборонялись родами и общинами, где жизнь каждого человека представляла ценность, в отличие от профессиональных армий, где основная ценность это достижение целей, поставленных руководящей верхушкой.
Другой византийский писатель Прокопий, описал вооружение славян: Согласно ему, славяне вооружались скудно: два коротких копья; иногда, не всегда, довольно тяжёлый щит; лук и стрелы. Славяне не использовали лат, Прокопий удивлён, что многие славянские воины не одевали даже плаща и выходили на битву в “одних только портках”. Впрочем зачем славянину, сражающемуся в лесу, латы в которых и повернуться толком нельзя, не говоря уже о быстром беге. Не нужен ему и меч, с которым нужно сражаться в близком бою с противником, возможно численно превосходящим, обученным боевому строю.. Другое дело копьё, один удачный бросок из за дерева и можно отступать. Славяне прекрасно знали свои земли; для того, что бы эти земли завоевать нужно придти не с мечём и в латах, но с семьёй и работать, как работали они сами, освоив земледелие, ремёсла, строительство, животноводство, охоту, рыболовство. Но в этом случае и воевать не нужно. В противном случае пришельца рано или поздно ждёт позорное отступление или смерть в осеннем болоте от славянской стрелы. Именно так кончались все военные походы в славянские земли на средне - русской равнине.
Многие писатели, включая Прокопия, столкнувшись с язычниками славянами, пишут о материальной скудности и бедности их хозяйства, отсутствии роскоши и удобств, немногочисленных городах. При всём при этом языческое славянство, вышедшее от берегов Дуная довольно быстро заселило практически всю средне - русскую равнину, причём темпы увеличения народонаселение превышали европейские за первые пять веков славянского присутствия. Не это ли наиболее важный аргумент в оценке эффективности и жизненности славянской концепции, в которой стремление к просторному, мирному житью обеспечило многовековое расширение и процветание. Покой и воля – такова славянская душа в своём неспешном движении на восток.
Совершенно другим представляется движение в славянских землях с севера на юг, начатое варягами, которое привело к глубокому внутреннему расколу славянской цивилизации. Об этом в следующей главе.