И.Шамир : Церковь безмолвствует
11:57 25-05-2005
Русские в Израиле должны стать «полноценными иудеями»
Израильские власти вознамерились приобщить к иудаизму триста тысяч православных русских граждан Святой земли. Предпочтение будет отдаваться молодым русским женщинам, чьи дети должны стать «полноценными иудеями». Странно, что за политическими коллизиями на Ближнем Востоке Россия не видит нанесения урона православию в этом регионе уже не со стороны мусульман, а со стороны иудеев.
Политических деятелей, посещающих Израиль, любят водить в Холокост-мемориал и приобщать к чувству вины. Тут неважно, что никакой вины за гостем нет. Путин во время недавнего визита не дрогнул, не попросил прощения, что пришлось сделать даже покойному римскому понтифику. Более того, в Холокост-мемориале он осенил себя крестным знамением, на что обратили внимание журналисты.
Немалого страху нагнало на израильтян короткое посещение Путиным Сергиевского подворья – бывшей русской собственности в Иерусалиме. В то время как Россия вернула еврейским общинам многие дома, принадлежавшие их предкам до революции 1917 г., в Израиле и не думают возвратить православным людям дома и земли, купленные ими и впоследствии конфискованные.
Паломничество Путина в храм Воскресения Господня (который западные христиане называют храмом Гроба Господня) также было важным и нужным шагом. Еврейская пресса обратила больше внимания на его визит к Стене Плача, где русский президент остался на значительном расстоянии и таким образом сумел избежать нахлобучивания ермолки, чему покорились в свое время Горбачев и Ельцин.
На мой взгляд, ключом к будущей роли России на Ближнем Востоке станет, как и в XIX в., ее функция охранительницы православия – правда, на этот раз не от мусульман, а от евреев.
Борьба за православные святыни окончилась один раз Крымской войной, другой раз – войной за Шипку и Плевну. Долгое самоустранение Советского Союза нанесло серьезный урон русским позициям и православию в регионе. За это время проблемы только накопились и усугубились.
Православная церковь Святой земли переживает очень трудное время. В этом автокефальном независимом патриархате сотни тысяч верующих, в основном палестинцев и русских, однако все позиции в руководстве церкви заняты греками, приезжающими в Палестину на некоторое время и возвращающимися домой в Грецию. В результате церковные деятели не ощущают своей ответственности перед миром, перед церковной общиной и продают земли, собранные православными в течение веков.
Состоявшаяся недавно продажа крайне ценного участка земли возле Яффских ворот Иерусалима разожгла страсти и привела к изгнанию патриарха Иринея. Хотя патриарх утверждает, что он не знал о продаже, он сам сделал казначеем и дал широкие полномочия Николе Пападимосу, греку, который и продал земли. Сейчас он пытается отстоять свои позиции, и этим спором решил воспользоваться вселенский патриарх Константинопольский. Россия не может и тут остаться в стороне по причинам политическим и религиозным.
Кризис в Иерусалимской церкви, связанный с низложением Иринея, станет предметом рассмотрения на Большом Соборе, который планируется созвать в Стамбуле 23 мая по решению Священного синода Константинопольского патриархата. При этом король Иордании Абдалла пока не подтвердил отстранение своего подданного Иринея от должности. Патриарх Ириней отказался прибыть в Стамбул лично и направил на Большой Собор своих представителей. Духовные чины Иерусалимского синода также воздержались от поездки в Стамбул.
На последнем Соборе глав и иерархов всех поместных православных церквей осенью 1998 г. в Софии присутствовали глава РПЦ Алексий II и руководитель отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл. Каким будет ныне уровень представительства РПЦ на Большом Соборе и будут ли на нем подняты вопросы ущемления православия в Израиле, мы вскоре узнаем.
Миряне православной церкви иерусалимской – палестинцы и русские – нуждаются в помощи Москвы. Не только и не столько в помощи материальной, но в духовной и организационной помощи для преодоления кризиса. Решение проблемы очевидно – вместо импортных греческих клириков (или хотя бы наряду с ними) во главе Иерусалимской церкви должны стоять православные палестинцы – потомки апостолов и древних иудеев, принявших Христову веру, члены местных общин, неразрывно связанные с верующими, со Святой землей и с ее народом и расположенные дружественно к России, к Русской православной церкви. Это особенно важно, учитывая, что в Святой земле живут сотни тысяч православных русских людей, нуждающихся в окормлении.
Израильские власти приступили к этой проблеме со своей, противоположной стороны. За несколько дней до встречи с Путиным Шарон заявил о своей новой инициативе – обратить в иудаизм 300 тыс. православных русских граждан Израиля. За исполнение «религиозного» проекта отвечает директор министерства приема иммигрантов Мирла Галь, бывшая работница спецслужб, биография и послужной список которой по сей день остается государственным секретом. По ее словам, предпочтение будет отдаваться молодым русским женщинам. Для них будут сделаны поблажки, и их дети уже будут полноценными иудеями. Православная церковь иерусалимская должна была поднять голос протеста – ведь такое массовое обращение не основано на подлинных религиозных чувствах, но достигается государственным давлением на верующих христиан.
Но церковь безмолвствует. Греческие архиереи не знали и так, что делать с русскими православными, для многих из них русские и палестинские верующие – лишь обуза и конкуренты. Россия должна вмешаться и помочь стабилизировать положение – нормализовать церковную жизнь, смягчить переход власти от греческой к местной иерархии, способствовать избранию палестинских, дружественных Москве архиереев, защитить верующих, сорвать план массовой иудаизации русских граждан Израиля, спасти добро, собранное за века. Иначе и в области церковного устройства, как и в политике, Россия будет возвращена к временам Василия Темного.
В отличие от XIX в. православие в Святой земле не противостоит исламу. Сложились замечательные взаимоотношения между православными палестинцами и их исламскими братьями. Ведущий палестинский православный клирик архимандрит д-р Феодосий (Аталла Ханна) подвергается гонениям не только со стороны смещенного патриарха, но и со стороны израильских властей – в силу его огромной популярности в народе. Он тратит много сил на связь с русскими православными жителями Израиля и Палестины и с палестинскими кругами. В интересах России усилить православную составляющую в регионе, так как она может способствовать ее сближению как с палестинцами, так и с израильтянами.
Исраэль ШАМИР