Malen'kiy_Mamontenok : О ФЭНТЕЗИЙНОМ СЛЕДЕ НА ДОРОГАХ РОК-МУЗЫКИ.

00:13  21-04-2018
1.ВСТУПЛЕНИЕ

Её Величество Королева Фантастика не зря гордо носит свой титул. Благодаря ей литература, искусство обогатились многократно, обнаружили целую плеяду ярчайших образов, навеки прославившихся среди самого широкого читателя и слушателя.

Легендарный коротышка Майлз Форриган из романов Л.Буджолд, самый, наверное, известный, польский герой - Ведьмак из Ривии, созданный гением А.Сапковского, даже можно в этой связи вспомнить Конана-Варвара, созданного пером Роберта Говарда. - имя им легион.

Но тем не менее, один из самых важных следов Королева Фантастика оставила не только в литературе, но и в ещё одной важной сфере искусства - в музыке. Собственно, в этой статье речь как раз именно об и пойдёт.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Для начала надо определиться с самим термином фантастическая музыка. Если человек слушает, к примеру, мелодию в жанре 8 bit, какая первая мысль родится у него в качестве ассоциации? Приключения известных героев видеоигр 1980-х в духе Черепашек-Ниндзя, Марио или к примеру, приключения котов-самураев из известной видеоигры начала 90-х. И это может с полным правом именоваться фантастической музыкой.

Если человек слушает, к примеру замечательные фэнтези-мелодии французского вундеркинда Питера Кроули - это уже хрестоматийный образец музыки такого плана. Своими шедеврами маэстро вызывает ассоциации с великими походами, вековечной борьбой добра и зла, в голове сразу формируется картина огромного мира, созданного творческим гением автора.

А теперь обо всём по порядку.

ГЛАВА 1. МАГИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО САУНДТРЕКА.

Фантастические мотивы проникли в музыку не вчера и даже не 10 или 15 лет назад. Когда только-только появился кинематограф, пусть пока ещё в состоянии зародыша, настала потребность подчеркнуть посредством звука происходящее на экране.

Так, даже простенькие мелодии, звучащие в знаменитом немом фильме "Дракула" за 1920-й год, также могут считаться первопроходцами в описываемом нами жанре. Нельзя в этой связи забыть и тогдашние экранизации романов французского писателя-фантаста Жюля Верна.

Если речь зашла о фантастических саундтреках, то тогда давайте вспомним легендарную сагу о Звёздных Войнах. Мелодии, которые звучат в кинофильмах, особенно старых, созданы всемирно известным композитором Джоном Уильямсом, 5-кратным лауреатом премии "Оскар' в сфере композиторского искусства.

Наверное, нет такого знаменитого аниме, будь-то полнометражный фильм или сериал, которого госпожа Фантастика не коснулась бы. Если мы обратимся к таким знаковым сериалам, как скажем, "Ковбой Бибоп", "Хеллсинг" или "Евангелион", мы услышим там термоядерную смесь японской музыки и западных мелодий, включая сопредельные жанры вроде джаза. Все эти мелодии часто переиздаются на отдельных компакт-дисках, словом, они зажили своей, отдельной жизнью.

Но наверное, самый известный саундтрек в японских мультсериалах, однозначно принадлежит, самому известному мультику в мире - это конечно же, кино о забавных зверьках, которые всем известны как Покемоны. Наверное, мало таких людей, которые не смотрели хотя бы одну серию этого неувядаюшего хита японской анимации и не слышали бы бессмертное "...Пусть трепещет стадион, ведь играет чемпиооон!"

В завершение тематики саундтреков вспомним и ещё одну знаменитую работу под названием "Eyes On Me" в исполнении популярнейшей в Китае певицы Фей Вонг. Исполнив эту песню для игры Final Fantasy VIII, она не только обессмертила игру, но и стала чуть ли не первым исполнителем из Китая, о котором узнали на Западе.

2.ПЕСНЯ ЗВОНКАЯ, ЛЕТИ...

Как мы уже говорили во вступлении, колыбельной для фантастики является литература, из которой авторы черпают вдохновение для своих произведений. Так, иконы отечественного симфонического рока, группа "Андем" в 2009-м году записали свой самый, наверное, знаменитый альбом "Дочь Лунного Света".

Пронизанная атмосферой добра и света, а также фэнтезийного мира Упорядоченного, который столько лет создавал (и до сих пор создаёт) патриарх отечественной и мировой фантастики Ник Перумов, эта работа стала визитной карточкой коллектива. Яркий и запоминающийся вокал солистки группы Юлианы Савченко принёс коллективу любовь и признание самого широкого слушателя.

Но всё же мы должны помнить, что колоссом фантастики был и остаётся легендарный профессор Оксфордского университета Дж.Р.Р. Толкиен, который 12 лет создавал невероятный по красоте мир Средиземья, до сих пор привлекающий всё новых и новых фанатов фантастики.и классического фэнтези.

Произведения Профессора оказали колоссальное влияние на развитие и становление жанра фантастической музыки. Так, иконы отечественного и мирового power-metal, группа "Эпидемия", пока не увлеклись сагой о Рукописях, создали на одном из ранних альбомов песню 'Феанор", ставшую визитной карточкой коллектива, а если, образно говоря, ещё немного "отмотать плёнку" - то их альбом "На Краю Времени" за 1999-й год с вокалом Павла Окунева, полностью основан на тематике Средиземья, достаточно вспомнить известную интерлюдию "Фродо" с той пластинки.

В 2004-м Павел Окунев со своей новой группой, которая называется "Арда", снова обратился к теме Средиземья. Первый альбом гр.Арда "О Скитаниях вечных и о Земле..." также является блестящим образцом фантастической музыки.

Фирменный вокал Окунева, атмосфера таинственного Сильмариллиона, настолько здорово показанная в музыке и текстах - всё это помогло коллективу войти в высшую лигу отечественной рок-музыки. Через три года участники группы закрепили успех самым знаменитым своим альбомом "Море исчезающих времён", после которого они в дальнейшем перестали обращаться к фантастической тематике

Но там, где остановились участники Арды, продолжила рок-группа из Перми под названием "Альбион". В 2013-м коллектив громко заявил о себе альбомом "Гибель короля", где повествовалось, в частности о знаменитом походе Арагорна и его товарищей Леголаса и Гимли через Стезю Мертвецов.

В 2018-м вышла замечательная рок-опера группы под названием "Исход нолдоров".

Завершить эту главу хотелось бы на теме творчества артиста, который играет под ником Lind Erebros. Он записал музыкальную трилогию на тему Властелина Колец, где посредством музыки показана и спокойная жизнь Средиземья, и борьба хоббитов с могущественным Сауроном, владыкой Мордора и его союзником Саруманом, владыкой Изенгарда, предавшем народы Срединных земель.

Но самый апофеоз автор приберёг на третью часть - она полностью посвящена внеземной любви Арагорна, сына Араторна, и эльфийской принцессой Арвен, дочерью Элронда, владыкой Ривенделла. На том же альбоме, кстати, пели и солисты популярных российских групп - Олег Жиляков из гр.Catharsis и Андрей Лобашёв из Arida Vortex.

3.НАЧАЛО НОВОГО ПУТИ

В прошлой главе мы немного коснулись того, как творчество Толкиена оказало влияние на творчество самых разнообразных рок-музыкантов. Но многим коллективам тесно в рамках одного только Средиземья, и потому они стремятся либо создавать новые вселенные, либо обращаться к новым и неизведанным мирам.

Так, участники рок-группы ESSE в своей музыке обратились не к Толкиену, а к другому именитому автору - Анджею Сапковскому с его сагой о Геральте.

Образно говоря, закатав рукава, они сели создавать рок-оперу по мотивам произведений о приключениях Ведьмака и его друзей. Вышло очень запоминающееся, красивое, яркое, знаковое произведение, которое иной раз выглядит лучше, чем собственно первоисточник.

На волне феноменального успеха "Дороги без возврата" начали появляться и другие произведения такого плана. Одним из самых знаковых является фэнтези-мюзикл "Последнее испытание", посвящённый знаменитому циклу авторства Маргарет Уейс и Трейси Хикмена, кстати, проповедника, по основной профессии, о Саге о Копье.

Известно, что сами Уейс и Хикман не помнят, сколько всего книг вышло в этой долгоиграющей с 1985-го года саге (это без учёта легиона продолжателей, которые пытаются сами продолжать сюжетные линии полюбившихся героев).

Как уже мы отмечали в начале этой главы, талантливые авторы не только умеют преобразить уже знакомые всем с детства книжные вселенные, как это сделали восходящие звёзды жанра Power Tale со своей музыкальной сагой об Урфине Джюсе и его деревянных солдатах, но и создавать новые, что очень убедительно доказали мастодонты фэнтези-рока, группа "Эпидемия".

Выпустив в 2004-м году своё самое, наверное, легендарное произведение под названием "Эльфийская Рукопись", коллектив, наверняка даже и представить не мог, в какую это выльется эпопею. С того времени вышло уже 4(!)части этого монументального произведения, посвящённого Ксентарону и его богам и героям.

Сама же группа перестала быть коллективом, в привычном смысле этого слова и стала в полной мере настоящим "Эльфийским театром Оперы и балета" после феноменальной презентации новой части Рукописи.

И действительно - прекрасная музыка, неглупый сюжет, отменные вокалисты, которые принимали во всём этом участие, богатые и незаурядные аранжировки - всё это является колоссальным вкладом в отечественную и мировую фэнтези-культуру.

Да и сам основатель коллектива, Юрий Мелисов говорит, что фэнтези и рок-музыка чувствуют друг друга, в них, по его словам, есть красота и внутреннее благородство, которые притягивают их друг к другу, что даёт в конечном результате потрясающий эффект.

А все ли наши читатели знают, какую музыку слушал герой ещё одной Вселенной, только уже о Дозорах, Антон Городецкий? В его волшебном плеере постоянно играл альбом Валерия Кипелова и Сергея Маврина под названием "Смутное время" за 1997-й год. Слушая песни оттуда, Антон часто думал, не является ли Кипелов Иным? Потому как слишком уж со знанием дела он поёт о дне, о свободе, о пути наверх наконец.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках одной небольшой статьи невозможно осветить весь ареал фантастической музыки. Мы попытались нарисовать здесь картину хотя бы в самых общих чертах, и по этой причине за кадром осталась, скажем, группа "Мельница", с её обращением к ирландской культуре.

К сожалению, точно также не был освящён вопрос "фантастики будущего", известной как киберпанк с его иконами вроде известной инструментальной рок-группы под названием "Злые Роботы", которая исполняет композиции на тему космоса.

Также остались за кадром ещё одни столпы этого жанра - группы Illidiance и Molecul, которые независимо друг от друга, также обращаются к тематике далёкого будущего, которое, если верить авторам, нас ожидает весьма безрадостное.

В любом случае, фантастика и её ведущий жанр - классическое фэнтези, оказали колоссальное влияние на такие аспекты искусства, помимо музыки и литературы, включая, к примеру, видеоигры и живопись (кто из нас не знает незабываемые картины Бориса Вальехо и его жены Джулии Белл, в прошлом,к слову, чемпионки по бодибилдингу).

Поэтому завершим эту работу на всем известном пожелании: "Да пребудет с тобой, Сила, дорогой читатель".