Михаил Холодковский : ТЕКСТЫ-ПОДТЕКСТЫ
18:24 03-02-2006
«Двойная мораль», «двойная бухгалтерия»… Думаем одно, говорим другое… Обычное дело, хотя кто-то еще обижается почему-то…
А иногда то, о чем Вы думаете на самом деле, непроизвольно вылезает в тексте, который Вы пишете...
Ну, скажем, сочинили Вы любимой девушке открытку-валентинку:
«Дорогая! Хочу признаться! Когда я вижу твои гру-
стные глаза, мерцающие, как блики на водной гла-
ди, мне тут же, сразу, непреодолимо хочется тра-
тить на тебя все свои деньги, или отвезти отдо-
хнуть на берегу моря мою милую девочку, мою су-
женую, мою рыбоньку, мою птичку, лисичку, коше-
чку, ведь ты достойна этого, как никто больше!»
После такого она непременно вас расцелует! Но если догадается прочесть текст ЧЕРЕЗ ОДНУ СТРОЧКУ… можно нарваться и на оплеуху! :)
Или – Вас обязали придумать поздравительный тост нелюбимому начальнику. Вы решили вложить в текст все то «хорошее», что о нем думали, но так, чтобы этого не было заметно невооруженным глазом…
«Глубокоуважаемый Иван Иванович! В этот знаменательный день мне хочется нас-
троиться на патетику, и прежде, чем отведать скромные угощения, что удалось соб-
рать на Ваш стол, сказать в первом тосте, что теперь редко встретишь такого му-
дрого начальника, как Вы. До того, как вкусить приготовленного Марьиванной су-
дака в собственном соку, хочется искренне и горячо пожелать Вам, чтобы Вы подо-
льше радовали нас своим чутким руководством. А чтобы слезы умиления высо-
хли поскорее, скушайте грибочков, Вы таких в жизни не пробовали!»
Начальники обычно тупые, но если какой-нибудь доброхот откроет ему глаза на Ваше «поздравление» - Вам грозит выговор, а то и увольнение!
В общем, писать такие тексты в быту – довольно небезопасное занятие! Поэтому лучше применять этот эффект – чтения через одну строчку – в обычной прозе. Ну вот, например…
БЫТОВЫЕ СЦЕНКИ ИЗ ЖИЗНИ ОДНОГО СТУДГОРОДКА
СЦЕНКА 1. УТРО СЕМЕНА
Семен Макаров проснулся как обычно, рано утром и заорал: "Бля-
мс! Блямс! Чуня, пора вставать!" Елена проворчала: "Отстань, уй-
ди!". Он вздохнул, пожал плечами и отправился в ванную подро-
бно продумать сегодняшний КВН, запомнить текст, а лучше - выу-
чить. Но облегчения это не принесло, наоборот, пострадал его ху-
дожественный вкус. Предстоящий конкурс больше напоминал побо-
ище, он был какой-то вялый... Выйдя из ванны, он взглянул на жо-
луди, висящие на стене, и стал думать - сгрызть их или сожрать
пищу Елены. Улыбнувшись, он протянул руку и похлопал ее по за-
спанному лицу, но, тихо пробурчав сквозь сон еще какую-то ерун-
ду, она зевнула, приоткрыла глаза и воскликнула: "Пошел ты на
кухню!", на что Сема привычно ответил: "Ты, главное – не пси-
xyй!". Одевшись, он вышел в коридор, где уже пахло селедкой…
СЦЕНКА 2. ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Сегодняшний день начался с того, что Станислав наконец-то вые-
хал в город - он смог перебороть в себе робость и пригласил-таки на
бал Ольгу. Роман, «второй угол треугольника», обещал дать ему пи-
щу для размышлений - разложив на столике спички в форме зве-
зды, он стал терпеливо дожидаться, когда же вернется его су-
масбродка, чтобы сказать ей, что в отношениях поставлена то-
чка. Ну, как поется в песне, «если к другому уходит невеста…»
СЦЕНКА 3. СПЛЕТНИЦЫ
"Слыхала? Говорят, Армен сегодня Соньке порвал це-
почку, на которой она держала золотую булавку и иго-
лку! А она ему: да как ты посмел тронуть меня – лес-
ную русалку, да чтобы тебе на голову нагадили голу-
би!" "Нет, ну надо же, а ведь еще прикидывался пи-
онером, принцем на белом коне, благородным Коман-
дором! Вот, говорила я, что все мужики - сволочи!"
СЦЕНКА 4. ВЫБОРЫ В СТУДСОВЕТ
Настя: «Я голосую за Александра Николаева, потому что он - му-
дрый психолог - помог в вопросах, ответы на которые я не нахо-
дила.» Ольга: «А я голосую за Сашу, потому что он - большой ду-
ши человек, а не то что некоторые - спорят, как лебедь, щука и
рак!» Маша: «А я отдаю свой голос за Сашу, потому что он - му-
жественный, и еще он помог мне найти в моем мобильнике авто-
дозвон.» Наташа: «А я – тоже за Александра, потому что он - сво-
бодно плавает, как рыба, и обещал мне морскую раковину приво-
лочь.» Семен: «Ну а я проголосовал за него, потому что он ско-
ро бросает курить, помня о лошади, которую убила капля нико-
тина!» Председатель: «Николаев утвержден единогласно!»
СЦЕНКА 5. ВЫЯСНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ
Маша: «Тебе нравится Настя?» Миша: «Я бы охотно с ней пере-
стал общаться, я представляю, чего она тебе наговорила, пока я
спал.» Маша: «Я, конечно, все понимаю, и поэтому я не могу тебе
не верить. Но я бы хотела, чтобы и по поступкам могла бы тебе
доверять.» Миша: «Маша, ну поверь, честное слово, ты мне не
просто очень-очень нравишься, ты мне сейчас, как никогда,
нужна!» Маша: «Ну вот, мы и сказали друг другу правду...»
Короче, способов применения «текстов-подтекстов» достаточно много, и не все они еще освоены. Желающие могут присоединиться, или написать вот такой примерно отзыв:
«Тексты-подтексты» Холодковского – это просто го-
рдость ресурса, ничего подобного не читал очень да-
вно, такого еще поискать, короче, нет слов!»