redcat : письмо С.Минаеву ака Амиго
15:06 18-03-2006
Доброе время суток, Сергей.
Прочитал несколько Ваших статей - ТТ, корп.самураи, Московская гниль 2, а также интервью по поводу выхода книги о ненастоящем человеке - решил перебороть лень и оформить некоторые свои мысли в письменной форме.
Задел меня резковатый пафос Вашего ответа некоему уроду из Сибири, мнящему себя хранителем традиций совка и патриархальной Руси.
Согласен, что мировоззрение этого индивида и многих ему подобных есть гремучая смесь разрухи в голове, полного отсутствия индивидуального и, самое важное, самостоятельного мышления. В двух словах – жизнь такого человека протекает в рамках мифической картины мира, в которой нет места творческому осмыслению реальности, а есть лишь неуверенность, страх перед будущим, работа от и до, пятница, водка-пиво, опостылевшая жена, сопливые дети, короче, мещанский набор самой наиотборнейшей пошлости, включая всепоглощающую зависть к тем, у кого больше денег и мелкий национализм к тем, у кого кожа другого цвета, а нос известной формы.
Вы указываете, что основной причиной такой плачевной, прямо скажем, ситуации является отсутствие у критикуемых индивидов осознания того, что страна изменилась глобально, появились новые правила игры, позволяющие не влачить жалкое существование в хрущебе, но выйти на широкие и залитые светом авеню прекрасной буржуазной жизни. Для это лишь необходимо найти свою нишу на рынке, создать товар/услугу, которую никто не создает или создавать то, что уже имеется, но делать это качественнее, быстрее и дешевле.
Такой рецепт очень в духе замечательной либерально-буржуазной идиллии – свободный рынок, конкуренция и т.д. и т.п. - сказка, которой всех пичкал Гайдар и прочие 500-дневщики. Сразу хочу отметить, я не являюсь сторонником совка; то, что было сделано или произошло, а именно, развал СССР, меня ничуть не угнетает и имперских сожалений я поэтому поводу не испытываю. Мне и многим другим думающим людям хватает силы своего разума, чтобы ощущать себя полноценными людьми и без инфернальной принадлежности к некоему огромному совдеповскому или иному Левиафану, которому души продаются в обмен на концлагерь мозга, но похлебку по расписанию и железобетонную уверенность в завтра.
В тоже время, некорректно настолько однозначно говорить и судить о «лузерстве» этих самых «провинциалов мозга». Есть ведь и объективные факторы, которые могут объяснить, пусть и отчасти, их жизненную ситуацию.
На ум сразу же приходит первородный грех приватизации. Сам процесс был проведен относительно нормально, весь капитал страны поделили на всех, дали всем по ваучеру, который можно считать овеществленным результатом труда нескольких поколений людей. При этом не было массовых убийств и казней как во время буржуазных революций в Европе, что я считаю самым положительным моментом всей затеи. Относительная бескровность.
Однако многие ли в то время перемен осознавали, что за игру затеяла правящая элита? Думаю, что нет. В стране элементарно не хватало знающих людей, с нормальным качественным экономическим образованием, причем не только с образованием профессиональным экономическим, но и просто общим экономическим, которое бы подсказало людям, что же происходит вокруг них. Не имелось той критической массы образованных людей, которая могла бы, пусть в упрощенном и выхолощенном виде создать общее мнение большинства людей о происходящем. Не было коллективного бессознательного, отразившего реальность максимально возможно объективно, а имелось лишь коллективное бессознательное стада, которое вдруг потеряло верховного барана и взамен получило смутное, но стойкое ощущение типа «всех опять наебали».
Кроме того, даже те, кто понимали суть происходящего в стране, не всегда располагали достаточными ресурсами для скупки тех же ваучеров у менее догадливых сограждан для последующего обмена этих странных ценных бумаг, конечно же, на акции Газпрома и Сбербанка с целью приятного ничегонеделания в дальнейшей жизни.
Может показаться, что я отошел от заявленной темы защиты провинциального мещанина, но, считаю, что вышесказанное было необходимо для создания общего фона, на котором можно далее рассматривать проблему превращения маленького человека в человека мелкого.
И при совке и сейчас массы, являются орудием манипуляции правящего класса – в системе капитализма современного разлива всегда будут лузеры, как Вы их называете.
Лузерство это может иметь различные основания – кто то психологически не может выйти из своей скорлупы в холодный и жестокий реальный мир, кто то выходит и на пути в Соединенные Штаты России гибнет, не дойдя до границ (начал бизнес, прогорел, весь в долгах и т.д. и т.п.), кто то выходит из игры по вполне осознанным мотивам, т.е. ставит себя выше системы, но оказывается вне ее, т.е. люмпенизируется (не обязательно для это становится бомжом, можно просто уйти, например в монастырь, лучше в женский), а кто то все же добирается до заветной тарелочки с голубой каемочкой, но как его наебали еще не догадывается.
Бедный этот спартак или как его там, при всем его желании мало, что может изменить на глобальному уровне. Он заложник - либо прогнуться под систему, либо возглавить ее и «чегеварить на кухне», как Вы сами пишите, спартак был прогнут под совком, прогнут и сейчас. И таких, прогнутых сейчас, легион. По всему более-менее развитому по западному образцу миру. Fucking salarymen.
Фукуяма в своей достаточно известной работе о последнем человеке говорит о том, что истории пришел конец, дальше, кроме как т.н. либеральной демократии и сопутствующего ей экономического устройства нет ничего – человечество достигло своего предела в социальном устройстве. Основной причиной победы либеральных ценностей Фукуяма называет стремление жителей других стран жить не хуже, чем в США или на худой конец, в Западной Европе – т.е. основным двигателем, меняющем системы государств иного, чем в США, типа, выступает «человек потребляющий».
Наш же спартак просто из состояния грязи при совке перешел в состояние грязи при капитализме. Если при совке ему самостоятельно думать было запрещено прямыми указами партии и всепроникающей идеологической системой, то при капитализме, искусственное мышление генерируется непрямыми, не всегда явными, но эффективными действиями маркетологов больших корпораций. Причем маркетологов я не рассматриваю как неких черных ангелов капитализма, хотя, что то дьявольское в этой профессии есть, создавать искусственные потребности и манипулировать посредством их людьми – это ли не тоталитаризм капитализма? Мне кажется, эта позиция очень близка к Вашей идее о неудобном и удобном покупателе, покупателе без мозга (читай, без самостоятельного мышления) и покупателе с оным. Не могу сказать, что такие выводы очень уж оригинальны, как с моей, так и с Вашей стороны – Храбрый Новый Мир был написан достаточно давно.
Но спартака я все же могу понять, хотя каждый конкретный случай это отдельная история.
Представьте – обычная советская семья, все размечено заранее, все известно, не очень богато, но стабильно. А тут такое. Рррраз, и все. Ленин оказывается, мудень, партия дерьмо, совок лажа. А Битлз рулят. И Макдональдз. Вперед, за кока-колой, дорогие друзья. Но никакой стабильности, никакой уверенности в завтра, понимаешь.
И что? Время идет, в целом, не скажешь, что жизнь среднестатистического российского человека стала значительно лучше. Да, мы получили доступ к благам цивилизации (типа там потом не пахнем, перхотью не сыплем), но мы же оказались в каком то странном, выродившемся государстве – государстве, где само государство становится бизнесменом, торгующим своими ресурсами и пиздящем конкурентов или просто создавших завидный бизнес обширными аппаратными возможностями. Плюс олигархический капитализм с его перегибами и сверх-концентрацией национального капитала в руках немногочисленной группы людей, реально могущих определить, как нам с вами завтра жить дальше, а также спекулятивный иностранный капитал, с основными более-менее долгосрочными инвестициями только в нефть и газ. Benzin. Летовское выражение про вечность, пахнущей нефтью реализовано до омерзения.
А наш спартак понимает, интуитивно, что от него здесь ничего не зависит и как бы он не рвал свою жопу, намного лучше жить он не станет. Возможно, что однажды его все заебет и он пойдет пиздить своих более удачливых соседей по лестничной площадке. В этом будет его плач по потраченной неизвестно на что и зачем своей собственной никчемной жизни.
Выводы – жаль, конечно, спартака, но он ведь человек, голова у него есть, думать ему никто запретить не может, значит, он может стать выше всей этой мещанской тягомотины и дерьма, понять, что живет не для того, чтобы быть быдлом при совке или быдлом при капитализме. Если не осознает, тогда цена ему, пакетик от лапши быстрого приготовления.
И потом, разруха разрухой, но духовная альтернатива, предложенная капитализмом – тоже самое дерьмо, только в красивой упаковке. Хули Битлз, певцы свободы для совковых рокеров, а для рекорд-компаний? Хуйня. Какая свобода, мля. Бабки. Бабосы. Капуста.
В этом есть определенное диалектическое противоречие капиталистической системы – создается нечто, чем можно торговать, на что есть спрос, а торговать можно практически всем, рынок способен удовлетворить любую, самую извращенную и патологическую потребность. Даже нонконформизмом можно торговать. Нафигачить футболок с принтами Че и толкать их «ревоюционно» настроенным потребителям. Или написать книжку про «гламурную» Москву, которая очень похожа по фону на романчик К.Бушнелл «Sex in the city»: персонажи, проблемы и идеи схожи, деньги, деньги, деньги, но в российском варианте присутствует местный колорит и делается попытка этического вывода о том, что видимо, так жить тоже нельзя.
А хуле толку то? Писать про «язвы общества» нужно - чтобы знали, но требуется и нечто более глубокое. Анализ не только самих проявлений болезни, но анализ причин, ее вызывающих. Это значит, что капитализм должен измениться, принять какую-то иную форму, стать более социальным, должны быть какие то кейсианские подпорки, стабилизирующие систему. Наивно полагать, что система сама себя изменит. Если при такой ресурсо-высерающей экономике как сейчас все идет заебись, никто, в олигархическом бизнесе и правительстве менять ничего не будет.
Как добиться изменений? Возможны варианты – легитимный путь. Долго, дорого, не всегда эффективно, но можно создать партию, надрочить в ней необходимые кадры и вот этим меньшинством идти на кремль или фигурально или фактически - пиздить нещадно олигархов и административных божков. Утопить их в дерьме и крови, накормить баксами, вспомнить, что такое пролетарская ненависть и диктатура.
Несколько напоминает якобинцев, гильотины и т.д. и т.п. А как тогда избежать всех этих ненужных жертв? Анархия это же полный пиздец. Идти на эти «издержки» или искать компромисс? Капитализм конечен. Как любая система он проходит этапы становления, расцвета и распада. Распад системы неприятен. Капитализм в лице обладателей капитала будет идти на все, чтобы себя сохранить, значит, компромисс возможен, но с позиции силы. С позиции диктовки капитализму, что и как требуется делать для того, чтобы государство имело право называться социальным. Следовательно, нужны преобразования. Комплексные, долгие, реалистичные. Но где взять этот dream-team людей, которые, став у руля, не скажут сами себе, оглянувшись по сторонам – «так, а хуле париться-то, у меня теперь есть все, зачем же мне систему менять, можно оставить все как есть». И вот новые люди, новые, начинающие заплывать жиром хари, новый передел собственности на средства производства, новые, сравнительно честные способы отъема денег у граждан и бизнеса и возможно, преображенный спартак, убивший-таки своего соседа и едущей на бывшем соседском мерине в крокус.
Ха-ха-ха. Человеческое, слишком человеческое!(с)