Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Литература:: - ПроклПроклАвтор: Хазар Хазаров Мир – букашка на цветкеМир – кровинка в молоке Зеленый лист На берегу матюгались русалки. Весенний лед только сошел. Русалки вылезли на берег, чтобы обсудить достоинства зимних утопленников. Синие, распухшие, холодные, они обладали особым обаянием. Русалки болтали бледными грудями и показывали друг другу языки. Их синие слипшиеся волосы лежали на спинах. Огромные влажные глаза хлопали, словно устрицы. Солнышко грело налившиеся за зиму тела. Прокл сидел в кустах и наблюдал за бесстыдницами. Он облизывал губы, и обняв колени, дрожал всем телом. Прокл сидел на мосту и удил рыбу. Полночь. В реке отражались звезды, а в стороне шелестел камыш. Висела желтая луна. Тут рыбаку померещилось движение на другом берегу. Прокл прищурился и увидел в зарослях лесного человека. На спине великана росла трава, а глаза его светились красными огоньками. Изо рта Прокла выполз страх, человек вскочил и понесся к дому. Но на полдороге он остановился и решил никому ничего не рассказывать. В лесу Прокл наткнулся на русалку. Она сидела на ветвях ели. Мутно-зеленый хвост ее болтался в воздухе. Она улыбалась пухлыми розовыми губами и обмахивалась веером из еловых веток, наверно отгоняла наседавших комаров. - Дай пройти девица – ласково шепнул Прокл, хотя боялся ее до смерти. - Я не девица вовсе – ответила русалка – давно замуж отдана. - Жаль мне вас, гиблый народ. Топитесь все, топитесь. - А ты лучше б не жалел, а ублажил меня, приглушил бы мое горюшко – промяукала русалка и превратилась в рыбу. Весь день после этого происшествия Прокл лежал дома и не двигался. Однако, родные не заметили в нем перемены. Чудная ночь. И луна выплыла из-за облаков. Добрый знак. По ночам Прокл бродил нечасто, только если на рыбалку. Сегодня вышел на свежий воздух, когда все уже спали. Тоска и хандра и грусть. Проходя мимо дома швеи, он остановился. Луна освещала дом будто днем. А в окне мерцала свеча. Прокл перелез через забор и заглянул в окошко. Было ясно видно как швея голая лежала на обеденном столе, а четверо чертенят лизали ее алыми язычками во всех местах. Швея зарделась от наслаждения и, открыв рот, пускала пузыри. Прокл неправильно перекрестился и пошел домой. На душе стало легче. Теперь было ясно, что не один он видит все эти чудеса. С некоторых пор Прокл стал ходить в лес по четвергам. Он ложился в заранее вырытую могилку и отдыхал так пару часов. После этого в голове появлялась необыкновенная ясность и свобода от всяких мыслей. Прокл вырезал из тростника дудочку, сел у пруда в глубине леса, и стал играть. Пошел дождик, и вода сразу же покрылась разнообразными кружетками. Чудесная мелодия отскакивала от зеркальной поверхности и улетала в лес. За спиной Прокла стояла женщина, но он не замечал ее и продолжал играть. Белый лист Зима шагала по земле, сковывая озера и реки. Белыми стрелками летал снег, а в воздухе пахло свежестью. Прокл шел по лесу, а снежинки летели в лицо, и ноги шагали сами по себе. То и дело в воздухе слышались отзвуки чьих-то слов – «Кто тут», «Кто тут»… Прокл шел быстро и легко, пока не оказался на вершине горы. Там он обнаружил пещеру. В пещере жил Старичок-с-ноготок. Сталактиты и голубые сосульки украшали его жилище. Старичок-с-ноготок грелся у костерка и курил табак. Он жил здесь еще до того, как появились Нохты – селение, в котором родился и вырос Прокл. Старичок-с-ноготок знал множество историй, а Прокл слушал их с открытым ртом и неподдельным удивлением. Над селением кружила пурга. Ребятня и взрослые сидели по домам. Снежное покрывало вилось и колыхалось над человеческими жилищами, а все окна заросли ледяной порослью. Даже вековая сосна, росшая на краю Нохт, качалась и гудела. В детстве Прокл любил сидеть под ней и вслушиваться в ее говор. Внутри дерева жили звуки. «Как удивительна сущность вещей» - думал Прокл. Прокла утащил гигантский сом, житель подводного мира. В то морозное тихое утро Прокл пришел на речку раньше обычного. И оттого, что рыба совсем не клевал, придремал у лунки. Очнулся он уже под водой. Огромная фиолетовая спина рыбы медленно колыхалась прямо перед его носом, неудержимо унося горе-рыбака на дно. Под впечатлением Прокл даже позабыл дышать. Он проносился мимо голубых раковин, размером с рыбацкую лодку, мимо живых, даже зимой, серебристых растений, мимо гротов, наполненных светящимися огоньками, мимо спящих рыб и рыбешек. Тут в голове Прокла закружились сверкающие снежинки, и он отпустил свою удочку. Дрожа и падая Прокл вернулся в Нохты, но места, в которых он родился и вырос показались ему малознакомыми. Прокл полюбил кататься на коньках с кикиморами. Их бледные, покрытые инеем тела, сверкали на солнце, а длинные смоляные волосы развевались словно ленты. Прокл катался небыстро, болотные деки же носились как оголтелые, то исчезали, то вновь появлялись в бурунах искристого снега. Прокл любил гладить их трегрудые тела, обдавать паром изо рта стеклянные глазищи, слушать их воркование и читать по губам. Проклу казалось, что он живет другой жизнью. В лесу Прокл видел долговязую тень. Она стояла спиной к человеку. Но даже в таком положении была ему как будто знакома, но от этого не становилась менее ужасна. Осторожно пятясь и шепча про себя волшебные слова, Прокл скрылся от ее взгляда под лапами ели, и еще долго лежал в снегу с закрытыми глазами. Он не мог вспомнить что-то очень важное, и от этого на душе становилось жутко и холодно. Красный лист Прокл сидел на вершине красного холма, что располагался неподалеку от его родного селения. Он снял с себя рубаху и боты и наблюдал за жизнью, неспешно текшей у подножья холма. Зной и тяжесть навалились на деревья, дома, на людей, работающих в полях. А в небе парили жаркие ленивые ветра. Их горячие лица вились в воздухе, словно призраки эротических сновидений. Проклу казалось, что и сам он, скорее призрак, чем человек. С каждым новым днем лета Прокла все сильнее начинала мучить неутолимая жажда. Невыносимая жара, а в небе ни единого облачка. Все дни Прокл проводил в тени, лежал в траве под кронами деревьев и обмахивался листьями папоротника. В один такой день он все-таки решил прогуляться к колодцу. Вода внутри лежала так ровно и спокойно, словно приглашала побыть вместе с ней, раствориться в ней. Прокл зачерпнул ведро воды и тут же залпом выпил его. Потом еще одно, и еще. И так он пил, пока не показались камушки на дне колодца. Тут из глубины раздался голос: - Не утруждайся бедолага, все равно не напьешься. Ступай-ка лучше домой… Так Прокл и поступил. Он вдруг вспомнил, что забыл дома свою старую деревянную фляжечку. Из нее он всегда напивался. Прокл нашел ее на прежнем месте, в красном углу, но только потянулся к ней, как его окликнули со спины. - Отец, это ты? Это был сын Прокла. - Я, сынок. Вот, за фляжкой пришел – пролепетал Прокл и пошел к выходу, но сын заговорил снова: - Отец, хотел спросить тебя… - Спрашивай, что хотел – пробубнил оторопевший Прокол. - Ты зачем утопился? Но Прокла уже не было ни в доме, ни за порогом. Прокл брел по пшеничному полю. Только теперь он почувствовал себя освобожденным от всех вопросов, но на душе по-прежнему лежал камень, как будто он ушел не попрощавшись. Вдруг какой-то звук прервал его мысли. Как будто звон колокольчика. Это плакал ребенок. Подойдя ближе, он увидел росомаху, склонившуюся над рыдающим мальчиком. Прокл видел ее качающийся из стороны в сторону рыжий хвост, волосатые лапы со страшными когтями, золотистое вытянутое тело с обвисшими грудями, чарующее своей жестокой красотой, женское лицо. Росомаха взглянула на утопленника и улыбнулась. Облизнувшись, чудовище хотело приступить к трапезе, но Прокл помешал ей съесть ребенка. Он сорвал пшеничный колосок и швырнул его в росомаху. Чудовище испустило страшный вопль и вспыхнуло словно пучок соломы. Прокл подхватил ребенка и побежал к Нохтам. Он отвел мальчика домой, попрощался с родным селением и с легкой душой отправился в путь. Желтый лист Прокл сидел на берегу пруда, затерянного в лесу. Он достал дудочку и стал играть. Рыжий осенний лист упал в воду. Стало спокойно и прохладно. Мелодия вытекала из дудочки и поднималась в небо. Из влажного воздуха возникла женщина с длинными мягкими волосами. Она села рядом с Проклом и положила голову ему на плечо. А мелодия продолжала литься, даже тогда, когда на месте сидевших не осталось ничего, кроме капельки воды. Теги:
1 Комментарии
#0 12:04 15-08-2007Какащенко
Какая-то завораживающая эстетика. Очпонравилось. очаровательно. почти готовый сценарий для фильма. +1 улитка на склоне-2 зачот. ага. про заек +1 про заек +1 Очень хорошо, завораживает. Хороший новый автор. Не уходи, иопта. Литература, да. Про заек! Ну при чем тут "Улитка на склоне"? Только из-за того, что там, где про лес, в "Улитке" русалки в болотах есть? Расстояние между этим текстом и "Улиткой" еще больше, чем между фильмом "Сталкер" и "Пикником" или "Лебедями". Скорее ранний Сорокин. Какой нахуй Сорокин..... пиздеееец... пэцэ, а вот двое других фтыкателей со мной согласны. кстати, о сорокине: если ты это читаешь, ты или полный мудак, или чувак абсолютно железобетонный. причем одно не исключает другое. вот, и ВГ послал тебя туда же. думай, брат. ога. Про заек! Я Сорокина читал крайне мало - не пошло. А Стругацких читал много. И "Улитка" у меня была раритетная - одна часть в сборнике "Элинский секрет", а другая в журнале "Байкал" там же где кусок из Беленкова. Так вот, готов ответить за базар - этот самый Прокл - все, что угодно, но не Стругацкие - не в укор автору. "...начинала мучить неутолимая жажда. Невыносимая жара.." покоробило. а в целом - достойно быть изданным. Етто ,скорее Толстой.Русалочьи сказки.Напоминает слегка. про заек 13:22 15-08-2007 > Пэцэ, а вот двое других фтыкателей со мной согласны. Про заек! Будем меряться сколько народу с кем согласны? Я полагаю, что все творчество Стругацких построено на конкретном социалистическом пафосе, типа ниже приведенной цитаты из "Улитки". Причем в слово "социалистический" я не вкладываю никакого негатива. " Но ты знаешь, есть такое мнение, что для того, чтобы шагать вперед, доброта и честность не так уж обязательны. Для этого нужны ноги. И башмаки. Можно даже немытые ноги и нечищенные башмаки... Прогресс может оказаться совершенно безразличным к понятиям доброты и честности, как он был безразличен к этим понятиям до сих пор. Управлению, например, для его правильного функционирования ни честность, ни доброта не нужны. Приятно, желательно, но отнюдь не обязательно. Как латынь для банщика. Как бицепсы для бухгалтера. Как уважение к женщине для Домарощинера... Но все зависит от того, как понимать прогресс. Можно понимать его так, что появляются эти знаменитые "зато": алкоголик, зато отличный специалист; распутник, зато отличный проповедник; вор ведь, выжига, но зато какой администратор! Убийца, зато как дисциплинирован, предан... А можно понимать прогресс как превращение всех в людей добрых и честных. И тогда мы доживем когда-нибудь до того времени, когда будут говорить: специалист он, конечно, знающий, но грязный тип, гнать его надо... "(с) Кроме того, "Улитка", особенно та часть, которая про лес, построена на параллелях с Вольтеровским "Кандидом". В частности концовка: "На поле вдруг зашумели. Завизжали женщины. Много голосов закричало хором: -- Молчун! Эй, Молчун! Колченог встрепенулся. -- Никак мертвяки! -- сказал он, торопливо поднимаясь.--Давай, Молчун, давай, не сиди, посмотреть хочу. Кандид встал, вытащил из-за пазухи скальпель и зашагал к окраине." (с) это по сути та же Вольтеровская концовка "Кандида": " -- Это вы хорошо сказали, -- отвечал Кандид, -- но надо возделывать наш сад. "(с) Про заек, милый - найди в тексте "Прокл" хоть что-то исполненное этого пафоса, хоть что-то об отношении человека к прогрессу и смыслу существования человечества. И, наоборот, найди в ЛЮБОМ тексте Стругацких фразу типа "Русалки вылезли на берег, чтобы обсудить достоинства зимних утопленников. "(с) в любом контексте. А у Сорокина я такие фразы найду, хотя твою нелюбовь к нему разделяю. Искренне Ваш, ПЦ. согласен с ЖЗ пэцэ, я бля потею от столь обширных цитат. но не ты один всё это читал, поверь. есть и еще кое-кто... а теперь с конца про достоинства и сорокина: да таких фраз ты начитаешься практически у любого более-менее современного автора. и при чем тут сорокин? по кандиду, молчуну и стругацким: беспесды они же не зря так героя назвали - где ж они вдохновение-то черпали, по-твоему? о пафосе: пафос литературного произведения - это предельно общее место. предельнее только жанровая парадигма. а пафос - он богоборческий, или религиозный, или антивоенный, или бля гражданский (ну там еще пара-тройка вариантов). так что сопоставлять тексты только по этому признаку - это значит валить всю мировую литературу примерно в 4 кучи. вот. про заек 16:49 15-08-2007 > не ты один всё это читал не сомневаюсь >про достоинства и сорокина Хер с ним, Сорокиным. Искренне жалею, что упомянул > о пафосе Бля, для Стругацких это пинципиально. Там все на этот пафос работало. И когда Тарковский сменил пафос "Пикника" ("Счастья для всех даром") на пафос "Сталкера" ("Вот и лето прошло") это получились не Стругацкие. Я понимаю сравнивать Французского самогонщика с Киром Булычевым. А тут? Ну при чем тут "Улитка"? Я чо разволновался - "Улитка" одно из моих любимых произведений вообще, я к ней трепетно. пэцэ, увы, но кино по "пикнику" (то бишь "сталкер") прошло пока что мимо моего сознания, каюсь... так что не могу сказать. а что у стругацких всё на соцпафосе замешано и выпечено - дык это очевидный факт. причем реально не в минус им. соглашусь абсолютно. вот только про самагонщика - зря ты так... хе-хе... а в данном тескте (кста, ты еще не забыл, из-за чего тут весь сыр-бор?)))) разве нету пафоса самоотвержения - типа ребеночка спас наш герой. ну и конечно, русалки-шмусалки, весь антураж - и особенно такой наивно-созерцательный стиль изложения - блябуду как в "улитке". хуй ты меня переубедишь. Песдэц ребяты, такую телегу раскатали. Молодцы. Насчет пафоса самотвержения - самая поганая часть про ребеночка, аж передергивает, снижает планку. АГА Спосибо всем, зарадовали меня. Настроение зашкалило. Гы До Сорокина не добралсо. Улитку не пережевал - только потому что витиевато, чего я стараюсь избегать. Спосиебо. Ну, чо, про заек! Чел "Улитку" не пережевал, поскольку витиевато, а тебя двое поддержало. Хе-хе Кстати, про заек, что Самогонщик Булычева читал вряд ли мы оба сомневаемся? Понравилось. Единственное замечание: У русалок хвост обычно плёсом называют. to Файк: Согласен насчет русалочьих сказок. Но они в отличие от данного текста на меня жуть нагоняют даже сейчас. Хорошее лукоморье вышло... жалостливое такое... Ничего не напомнило. Бля буду про Стругацких пафос хуй в рот - "Улитку " как отченаш четтаю,етто самойе антисоциалистическое произведение. Там только филосфская печаль и созерцание. Палосич: Да ,там - жуть.У Толстого.И кота жалко - дед за песду кота извёл...НапоменаеттЪ без жути,да. "Прокл зачерпнул ведро воды и тут же залпом выпил его. Потом еще одно, и еще. И так он пил, пока не показались камушки на дне колодца. Тут из глубины раздался голос: - Не утруждайся бедолага, все равно не напьешься. Ступай-ка лучше домой… Так Прокл и поступил. Он вдруг вспомнил, что забыл дома свою старую деревянную фляжечку. Из нее он всегда напивался. Прокл нашел ее на прежнем месте, в красном углу, но только потянулся к ней, как его окликнули со спины. - Отец, это ты? Это был сын Прокла. - Я, сынок. Вот, за фляжкой пришел – пролепетал Прокл и пошел к выходу, но сын заговорил снова: - Отец, хотел спросить тебя… - Спрашивай, что хотел – пробубнил оторопевший Прокол. - Ты зачем утопился? Но Прокла уже не было ни в доме, ни за порогом." Это нетленка. Палосич, не суть Нови АГА спосибо Частный случай Вот уж не думал Хазар Хазаров 17:33 15-08-2007 "Насчет пафоса самотвержения - самая поганая часть про ребеночка, аж передергивает, снижает планку" это было чисто моё мнение. поверь, я тоже не любитель подобных дешевых трюков. АГА верью Еше свежачок Я начинаю думать ночью,
Когда проснувшись пялюсь в темь И моих мыслей стройный почерк, Стремится в Псков, и дальше - в Пермь Мой ум настроенный на бденье, Сопровождаемый луной, Вдруг возвышается в стремленье, Не собирается домой Я вижу лес, я вижу горы, И недр огромные пласты, Невероятные просторы, И обветшавшие мосты Без страха и без принужденья, Не ощущая чувств и миль, Среди лобзания и тренья, Я превращаю воду в пыль Я - Бог!... Семнадцать лет, и не сказать, в борьбе,
Живём с тобою под единой крышей. Порой мне очень хочется тебе Сказать, но, я боюсь быть не услышан, Что ты совсем не мной увлечена – Твоя работа, и немного дети, Тобой владеют. Милая жена, Я знаю, я перед тобой в ответе!... дороги выбираем не всегда мы,
наоборот случается подчас мы ведь и жить порой не ходим сами, какой-то аватар живет за нас. Однажды не вернется он из цеха, он всеми принят, он вошел во вкус, и смотрит телевизор не для смеха, и не блюет при слове «профсоюз»… А я… мне Аннушка дорогу выбирает - подсолнечное масло, как всегда… И на Садовой кобрами трамваи ко мне двоят и тянут провода.... вот если б мы были бессмертны,
то вымерли мы бы давно, поскольку бессмертные - жертвы, чья жизнь превратилась в говно. казалось бы, радуйся - вечен, и баб вечно юных еби но…как-то безрадостна печень, и хер не особо стоит. Чево тут поделать - не знаю, какая-то гложет вина - хоть вечно жена молодая, но как-то…привычна она.... Часть первая
"Две тени" Когда я себя забываю, В глубоком, неласковом сне В присутствии липкого рая, В кристалликах из монпансье В провалах, но сразу же взлётах, В сумбурных, невнятных речах Средь выжженных не огнеметом - Домах, закоулках, печах Средь незаселенных пространствий, Среди предвечерней тоски Вдали от электро всех станций, И хлада надгробной доски Я вижу.... |