Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - На юбилей Аксенова

На юбилей Аксенова

Автор: Khristoff
   [ принято к публикации 20:03  22-11-2007 | Х | Просмотров: 1686]
Не так давно (достаточно давно) имел место быть юбилей Василия Аксенова. Простите, за нагромождение. Я все еще не могу обойтись без торосов.
Канал Культура отметился большой программой о писателе. Передача была построена шаблонно: покажут что-то из хроники с закадровым голосом самого Аксенова, потом вставят монолог известной личности, максимально приближенной к творчеству и фигуре писателя.

Среди прочих были: Битов, Ахмадуллина, Ерофеев, Арьев и еще художник, фамилию которого я не запомнил.

Битов говорил об Аксенове в прошедшем времени. Поскольку я начал смотреть передачу именно с его монолога на фоне уютной дачи, то даже немного испугался - уж не скончался ли часом наш самый-самый?

Ахмадуллина говорила очень возвышенно и очень медленно. Слова поэтессе давались с трудом, посему к концу каждого мини выступления я терял сюжетную нить, и мне оставалось только догадываться, о чем пыталась сказать вечно молодая богиня музы.

Ерофеев, хорошо подкованный в телеговорильне, бойко и живо рассказывал что-то наполовину личное из хрущевской молодости обоих писателей, неизменно называя Аксенова Васей.
Сам Аксенов тоже говорил, расхаживая по пляжу иногда бросая литературные взгляды на молоденьких девушек. Читая его романы легко догадаться что он думал глядя на загорелые женские попы.

Я отметил его юбилей прочтением отрывков из "Затоваренной Бочкотары" и купил себе в хорошем переплете "Московскую Сагу" - до этого у меня была какая-то совершенно неформатная книга. Большая, как энциклопедический справочник и дурно склеенная, отчего некоторые страницы выпадали.

По моему личному мнению, роман "Московская Сага" - одно из лучших его произведений. Я помню, как читал его первый раз, в буквальном смысле целиком выпадая из реальной жизни (при чтении умудрился проехать всю свою ветку метро до конечной). Я захлебывался строками, не в силах остановиться, перепрыгивал через целые абзацы, потом снова возвращался назад и так несколько раз, пока не успокаивался и не начинал читать более прилежно.
С таким волнением, азартом, жадностью если хотите, до этого я читал только одну книгу. На заре моей юности мама принесла из библиотеки "Одиссею капитана Блада".
Друзья, вы помните эту книгу? Я помню. Помню, как в холодную осеннюю сырость спального района ворвался на всех парусах корсарский бриг, гонимый свежим бризом, превратив мою спальную в капитанскую каюту, квартиру в корабль, двор в Карибское море. Помню, как все солдатики в моем сундуке стали пиратами, а большая диванная подушка надолго превратилась в стремительную "Арабеллу". Помню, как не в силах бросить это приключение, я накрывался одеялам и продолжал читать при свете маленького фонаря, и как чуть не заплакал от досады, когда книга все-таки кончилась. Помню, наконец, как потом уже, найдя в школе нескольких счастливчиков прочитавших роман, мы целыми днями рисовали на уроках галеоны и фрегаты и наизусть заучивали парусное вооружение судна.
Было время! Прочти эту книгу сейчас, я едва ли смог бы испытать сотой части того удовольствия, какое испытал, когда мне было 12 лет.

Может быть, то же самое обстоит и с «Московской Сагой»? Может быть именно в 23 года, когда тебя еще переполняет бушующая сила молодости, когда протест и бунт органичен для тебя так же как бессонные ночи среди друзей, когда комфорт определяется хорошей компанией, а бремя ответственности пока еще не так тяготит плечи своим грузом – может именно тогда и нужно было читать эту книгу? Книгу, которая прежде всего вызывает волну страстей – любовь, ненависть, злобу, отчаяние и, наконец, надежду и веру. Книгу, которую принимаешь сердцем несоизмеримо больше чем разумом.
Может, так оно и есть. Каждой книге свой срок, точно так же как и всему свое время. В тридцать три, я уже не готов нырять в омут чужих страстей, даже если они описаны настолько великолепно, что прочтя несколько глав романа невольно начинаешь жить внутри описываемых событий, на время забывая свою собственную жизнь.
Теперь я не такой. Теперь я всегда примеряю на себя. Я читаю медленнее. Гораздо внимательнее относясь к словам. В тридцать три мне важнее понять изнанку романа, найти средь круговерти строк осколки истинного лица героев и, прежде всего, узреть в них самого автора.
Посему, быть может, мне и перестал нравиться Аксенов.
У него, на мой взгляд, чересчур типичные персонажи. Если это герой – то он обязательно положительный и часто отверженный властью. Если это подлец, то он подлец и есть. И Аксенов не скупиться вывалять этого антигероя в помойной яме, что даже дурак скажет глядя на него: « А, каков подлюга!».
Не подумайте, что я критикую творчество писателя. Какой из меня критик. Аксенов – талант. Мне критиковать Аксенова как минимум смешно, а мне, поверьте, не хочется выставляться перед вами в образе окололитературного шута.
Я просто хочу сказать, что лично мне, перестала с возрастом импонировать фрондерское геройство в романах Аксенова (вечно молодой денди, не в ладах с правительством, любимец женщин и все такое прочее).Мне перестали нравиться острые как бритва эротические сцены в его книгах («Надо брать ситуацию в свои руки. Может быт даже в рот»). Перестала нравиться брань.
Я думаю это возраст. Мне хочется читать что-то спокойное и мудреное. Что-то неочевидное и завуалированное. И только разгрызая и постигая роман страницу за страницей, возможно и не с первого раза – испытываю духовное удовлетворение от прочитанного.

Проблема не в книге. Если она хорошая, она и останется таковой навсегда, ибо книга вещь непреходящая и неизменная.
Проблема во мне. Так что, говоря, сегодня – мне не нравится творчество Аксенова – я буду лукавить, ибо правильнее будет сказать – оно мне перестало мне нравится так сильно как нравилось прежде.
Но от этого оно не перестает быть эпохальным (извините за громкое слово) и оставаться самой настоящей литературой. И если среди тех, кто читает эти строки, вдруг найдутся счастливчики еще не читавшие ни «Московской Саги» ни «Ожога» ни «Затоваренной Бочкотары» ни даже последнего романа «Москва-ква-ква», то ни на минуты не сомневаясь, бросьте все и начните читать. Даже если вам сейчас далеко уже не 23 (а может и еще), даже если любая страсть вам претит, а от бранного слова начинает болеть голова, все равно – немедленно приступайте к чтению, избавляйтесь от счастья неведенья, дабы познать счастье познания.
Прочтете – приходите, обсудим.

Удачи!
P.s/ чуть не дописал: «теперь с говядиной!».

Небольшое пояснение. "Я без вас никак не могу, ибо тщеславен и ностальгичен". Упреки в мой адрес все скопом, готов на щите повесить.
искренне ваш, т-щ Khristoff


Теги:





1


Комментарии

#0 22:10  22-11-2007X    
Вань, рад видеть.

По критике: То что было, и то. что стало - у Аксёнова было пара-тройка произведений. которые меня зацепили. как то Остров Крым. Затоваренная Бочкотара, В поисках грустного бэби....но такое ощущение, что чувак застрял во времени. он не нужен там, на второй родине. не востребован и здесь. Вернее востребован, но по инерции.А кинетика была вообщем-то невелика, среди интеллигенции семидесятых-восьмидесятых, и. увы к девяностым т позже. она полностью затухла.

#1 22:11  22-11-2007X    
сорри за знаки препинания, с ноутбука печятол.
#2 22:17  22-11-2007Шизоff    
более всего мне понравилась беседе С Аксёновым Диброва в какой-то сгинувшей уже передачке.

Аксёнов очень хорошо понимает суть творческого ПРОЦЕССА, а что ещё более важно - способен это донести. Кроме него я встретил эту особенность у Маканина и Мамлеева.

Но кроме Мамлеева мне из этой троицы никто, увы, неинтересен. Соглашусь с автором креоса, что это возрастное.


Прочиитал легко и с интересом.

#3 22:19  22-11-2007Голопупенко    
спасибо. прочту.
#4 23:29  22-11-2007ГССРИМ (кремирован)    
Я прекрасно помню олимпийскую Москву с выселенными бомжами, с ментами по такому случаю одетыми в праздничную форму, с магазинами в которых появились товары. Похороны Высоцкого. Помню что везу ксерокс "Острова Крым" как некое сокровище, как некое сакральное знание, постоянно озираясь, вдруг кто-то у меня его отберёт. Потом запойное чтение с "Я захлебывался строками, не в силах остановиться, перепрыгивал через целые абзацы, потом снова возвращался назад и так несколько раз ..."(с)

Прошло время и книги Аксенова стали издаваться очень большими тиражами и я купил "Остров Крым" в шикарном переплёте. Начал читать и не смог осилить даже половину, настолько это было конъюнктурно, бездарно и пошло.

#5 23:31  22-11-2007Noizz    
"познать счастье познания" - хорошо сказано. но порой бывает что ощущаешь себя в навозной куче в поисках маленького бриллианта. причем камней то все меньше и меньше...
#6 23:58  22-11-2007YDD    
неплохая кртика

псс Аксенова купил бы по любому

#7 00:00  23-11-2007Файк    
Рад.
#8 01:34  23-11-2007мараторий    
...а я вот хачу палучить неброские разъяснения- объяснения от этого свиноматочного пусть и человека но и графомана падхалимажнава на придмет голословных реплек-"За сим, прощаюсь со всеми. Я ухожу с этого ресурса, пока здесь главредом является Сфинкс, то есть, наверное, навсегда. С текстами моими редакция может делать что хочет, ибо я трезво оцениваю их ценность и не цепляюсь за авторские права (их и так уже растащили по рунету кому не лень). "(c) Khristoff ??? агга, па рунету растащили, здалисъ ани в обед сто лет тваи басенке с изотерическо бытийным уклонам..пиздец какой, пиздабол патлатого посола.
#9 02:36  23-11-2007Дуня Распердяева    
Если честно, то мне больше по душе творчество мамы Аксенова - Евгении Гинзбург. Книгу "Крутой маршрут" в 650 страниц проглотила за три ночи.
#10 06:04  23-11-2007Частный случай    
Ох а я то в неведении...у Аксенова не читал ничего..и не собираюсь...хз почему.


Я читал Пелевина "Чапаев и Пустота" 20 раз

а "М и М" Булгакова около 100 раз, и буду читать еще...

#11 11:09  23-11-2007И.Шамир    
Хороший текст: связный и лёгкий. А вот Аксёнова, как и Довлатова, как и Сокурова (в кино) - воспринимаю исключительно как собрание нескольких удачных цитат, а не Целостных Художников. Не знаю, может я и не прав...
#12 12:03  23-11-2007Француский самагонщик    
С возвращением!

Что касается Аксенова: ценю его высоко. И упомянутые "Осторов Крам", и "Московскую сагу", и - из последнего - "Москва-ква-ква", и "Редкие земли".

А что взахлеб прочитанное ранее - потом не идет, так это естественно. Я, например, "Войну и мир" перечитывать не могу.

#13 12:49  23-11-2007VETERATOR    
Без Аксёнова не было бы альманаха "МетрОполь".

Бибисятину тогда слушал регулярно,о Викторе Ерофееве с Евгением Поповым впервые узнал после тех событий.

История, однако. И веха для к/к значимая.

Последнее , чем Аксёнов отметился до отъезда, был перевод "Регтайма" Доктороу в "Иностранке"ахуенно мне понравившийся.

"Остров Крым" в "Юности" в конце 80-х прочёл, эротическая сцена в тамбуре шедевральна.

Не перечитывал Аксёнова много лет, но согласен с Khristoff*ом в ощущении открытия, чтении взахлёб.

Отдельный респект за капитана Блада.

#14 20:31  23-11-2007Нафигатор    
Весьма интересны и крео и каменты. Автор молодец, надо глянуть что еще есть на ЛП его пера.
Хорошая критическая статья, афтар молодец, пишы почаще штоли!

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
18:22  05-10-2024
: [8] [Критика]
...

У меня возник вопрос:
Почему здесь постят коз?

Может это зоофил
На страничку заходил?!
Или кто-то из села
К нам заехал без седла?!

Разъясните, редаки,
Объясните по-мужски:
Может быть литпром - колхоз,
Чтобы постить этих коз?...
"Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".


Почему-то все в отзывах говорят , что повесть  - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле....
11:15  19-04-2024
: [25] [Критика]
сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно

поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок.

а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса

музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга
живопись от души, от сердца
а поебень словесная - от кишечника....