Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Литература:: - Проказы Пошехонова (3)Проказы Пошехонова (3)Автор: тихий БЭЭЭЭЭЭЭЭзумЭЦ Проказа третьяКозачья дума Вышел я в чистое поле и увидел в поле камень. Исполинский валун лежал в помятых колосьях, и лучи солнца играли на нем. А на камне сидел козак. Суров был козак сей и под стать камню – столь же неподвижен и могуч, только шапка набекрень заломлена. На поясе его болталась острая сабля, в зубах горела люлька; сам же он подпер рукой голову свою, а другой теребил длиннющий ус. Величественна была картина эта, и залюбовался я невольно и камнем, и козаком. Ясно было, что не просто так сидит козак, а думу думает. Козачья же дума есть вещь, уму простого человека недоступная. Орел в небе не пролетит, волк по степи не пробежит – никто не смеет помешать козаку. О чем же думает козак? – вот загадка из загадок. Видно только, что пригорюнился он и морщины собрались на челе. Любопытство меня разобрало. И решил я непременно выяснить, что же это за штука такая – козачья дума. Надобно сказать, что бородища у меня к тому времени отросла порядочная и одёжа на мне обтрепалась. Лапти давно я сносил и ходил босой. Слава Богу, тепло тогда было в Малороссии. Лето стояло жаркое. И решил я прикинуться странствующим монахом, чтобы у козака его думу выведать. Подошел к нему не без робости и говорю: - Мир тебе, добрый человек. - Кто таков? – буркнул недоверчиво козак. - Монах я, по свету странствую. Отец Захария, заблудшие души ищу. А ты кто? - Остап Крапива, хорунжий. Местный я. - О чем задумался, Крапива? Расскажи, облегчи душу. От монаха у православного человека тайн быть не должно. - Об чем я думаю, знать хочешь? А думаю я о том, что впору мне камень на шею вешать, да к речке идти топиться. Вот об чем я думаю. - Свят, свят, свят! А знаешь ли ты, что грех это тяжкий? И думать об этом не смей! А всё же расскажи мне, что твою душу тревожит, а я тебе грехи отпущу. - Хорошо, батьку, расскажу. И козак мне поведал вот что. - Сызмальства я грешил. Грех мой особый, такого и не сыщешь среди козаков. Еще о ту пору, когда батька таскал меня за оселедец и за уши, грешить я начал. Только никому не сознавался в том. И горько мне от этого было, и не смел я никому рассказать. В ратном-то деле и в бражничестве мне никогда равных не было, а вот с бабами не везло. Стыдился я их, слова при них вымолвить не мог. Бывало смотрю я на дивчину гарную, а она надо мной смеется: что молчишь, козак? А молчу я оттого, что на сердце вроде бы камень лежит, и камень этот говорить мне мешает. И так было всегда. А рукоблудию я сам научился, как только томление в душе почувствовал. И отдавался я этому греху с неслыханным рвением. Только родители мои за порог выйдут, я уже в дальнюю горницу забьюсь и грех свой лелею. Пойдем мы с хлопцами купаться, я в воду заберусь по грудки, а сам в воде шарю. И в поле я убегал, и в лес, и везде предавался рукоблудию. И знал я, что это грех губительный, но ничего я с собой поделать не мог, потому как удивительно приятно мне было такое времяпровождение, и не хотел я от него отучаться. И корил я себя за это, а еще пуще за то, что с девками у меня ничего не выходит. Но всё в тайне держал и прожил с этим грехом пятнадцать лет. У нас, козаков, обабившиеся мужики никогда в почете не были. Скажут про иного – обабился, и, считай, пропал козак. Потому никто и не обращал внимания, что я жинкой до сих пор не обзавелся. А я бы и не прочь, особливо с тех пор, как Марийку увидал. Уж так понравилась мне эта девушка, что, веришь ли, на всё готов ради нее пойти. Как на грех, войны сейчас никакой нет, и нет мне повода удаль козачью показать. А я как завижу ее, так у меня сердце в живот и уходит, и шаровары дыбятся. И сильно тянет меня к ней подойти и вирши какие-нибудь ей на ухо прошептать. Но не смею. Зато высмотрел я место, где дивчины наши купаются и нашел такой куст, откуда меня не видно никому. Вот где сиживаю я частенько и рукоблудием занимаюсь, за дивчинами да за Марийкой подглядывая. И вот об чем дума моя. - Постой, постой. Пойдем, покажешь мне этот куст. - Ты что, монах? И тебя на девок потянуло? – грозно сказал козак и взялся за саблю. - Да не о том я, Крапива. Просто куст этот нужно из земли вырвать и огню предать, чтобы у тебя соблазна более не было. Впрочем, это успеется. Вставай, сын мой, тяжек твой грех, но отпускаю тебе его. – И осенил я козака крестным знамением. – А теперь веди меня к своим товарищам, вели накормить как следует, а я беду твою поправлю. - Как? Ты мне помочь сумеешь? - Приглашу я Марийку на исповедь и велю ей за тебя замуж выйти. Тогда и ты грех свой оставишь, и она при хорошем муже будет. - Ну, батьку! Ежели провернешь это дело, по гроб тебе буду обязан. - Пойдем, пойдем. Так узнал я, что есть козачья дума. С виду вроде бы нечто важное, а рассмотришь поближе – так тьфу! и только. Пришли мы в станицу. Повсюду там лошади, козаки усатые, дети хворостинами гусей погоняют, бабы белье на веревки вешают – словом, ключом бьет жизнь. Познакомил меня Крапива со своими товарищами. Из них запомнились мне козаки Книш да Сало. Гарные были парубки, но тоже неженатые. А атаманом у них был козак Игнатий Панасюк – весьма важный рыцарь с седыми усами. А девок-то сколько было! У меня аж глаза разбежались. Приметил я и Марийку, а как приметил, то положил непременно ею всерьез заняться и ни за что ей не спускать, так она мне понравилась. Лицо смазливое, волосы черные как смоль, под тканью перси молодые дышат. На вид ей было годков семнадцать – в самом соку девка. А уж скромница! И в глаза мне посмотреть побоялась, как узнала, что я монах. Вошли мы в хату, а там уж скатерть белая постлана, стряпухи хлопочут, дети под ногами путаются. Во главу стола сел Панасюк, по боком – Книш да Сало. Ну и я с остальными козаками кое-как примостился. Выпили мы сперва горилки. Гарная было горилка, ничего не скажешь. Закусили салом. Тут подали нам и галушки, и вареники, и пирожки разнообразные, и зажаренного порося. Сперва молчали козаки. Потом начали меня расспрашивать. Где я был, кого исповедовал. Пришлось прилгнуть маленько. Тут и Панасюк голос подал. Заметил он, что я на порося налегаю, и спрашивает: - А что, отец Захария, едал ли ты такого порося в Киеве? - Нет, такого порося я в Киеве не едал. - Тогда, может быть, ты ел такого порося в Чернигове? - И в Чернигове не ел. - Ну а в Харькове? В Харькове-то едал такого порося? - И в Харькове тоже не едал. - Это хорошо, – сказал довольный Панасюк и вытер усы. Закурили козаки свои люльки и велел Панасюк принести еще два ведра горилки и ведро пива. Стали мы пить. Пил я и дивился на козаков: как их только хмель с ног не валит? А они еще танцевать надумали. Позвали музыкантов со скрыпачем и задали тропака. Я же всё думал, как мне с Марийкой в пустой горнице уединиться. Но Панасюк проклятый мне из-за стола и вылезти не разрешал; так прицепился со своими вопросами, что не знал я, куда от него деться. - А что, отец Захария, хорошо по свету странствовать? - Хорошо, хорошо. - А встречали ли тебя так, как мы тебя встречаем, в Киеве? - Нет не встречали… И пошла писать губерния! Опять Панасюк хотел знать, как дела обстоят в Киеве, Чернигове да Харькове. Выждал я момент и сам спросил у него: - А что, атаман, где живется лучше – в тепле или в холоде? Недолго думал Панасюк. Сразу и ответил. - Известное дело – в тепле. Вон и зимой козак на печку забирается и спит всю зиму. Тепло на печке-то. - А отчего у вас все козаки неженатые? - А что проку в этой женитьбе? Бабы добру не научат. Сабля – вот козачья жена! Только в походе из козака прок может выйти. Что ты в самом деле, отец Захария, такие вопросы задаешь? Скажи-ка мне лучше, в Киеве… Не слушал я более Панасюка. А вскоре уронил он голову на стол и такого храпу задал, что я чуть было не оглох. Огляделся я. Смотрю: все козаки кто на чем лежат. Кто на лавке, а кто и под лавкой. Утомила их горилка. Все спят мертвецки и люльки из зубов не выпускают. Приметил я в углу Марийку. Одна она стояла, замешкалась что-то. Подошел я к ней и эдак вкрадчиво спрашиваю: - Ну признавайся, дивчина, водятся ли за тобою грехи? Покраснела Марийка, голову опустила. - Водятся, батюшка. - А давно ли ты исповедовалась? - Ой давно! Даже и не припомню, когда. - Нехорошо, дивчина. А пойдем-ка в ту горницу, я тебя обо всем подробнее порасспрошу. - Пойдем, батюшка. И вот с помыслами мерзкими сел я на стул напротив девицы и начал пристально ее разглядывать. А она в пол уставилась. - Ты голову-то подними, чай не в бирюльки играем. Подняла Марийка голову. - Ну сознавайся, каких грехов ты наделать успела? - Не знаю, как и сказать, батюшка. - Ну вот к примеру, когда ты нагая в кровати лежишь, об чем думаешь? - Думаю я о том, как бы мне мужа доброго найти. - Ага! А знаешь ли ты, что это грех великий? И не ведаю я даже, как ты живешь с грехом таким. Впрочем, продолжай. Перепугалась Марийка, задрожала вся и вдруг затараторила: - А в воскресенье, когда я в церкви была, то проповедь вовсе не слушала, а тайком любовалась козаком Остапом Крапивой. - Ох беда! И это грех тяжкий. Ну а еще что? - А еще, когда маменька велела за сестрёнкой годовалой присмотреть, оставила я ее спать в колыбельке, а сама побежала с подружками в горелки играть. - Да как посмела ты мать ослушаться? Да за это тебя… Ну а еще чего? - А еще взяла однажды я тайком отцову люльку, на столе им забытую, и курить пробовала. - Ну это уж ни в какие ворота не лезет. Дальше рассказывай! - А больше грехов за мной нет. Послушная я. Увидело око мое вещее, что весьма наивна девица сия, и сказал я так: - И того довольно, что ты тут рассказала. Гореть тебе за грехи твои в аду. И только я могу это дело поправить и все грехи тебе отпустить. - Поправь, батюшка. Не хочу я в ад! Поправь, сделай доброе дело. - А ну раздевайся донага! - Как же это? Стыдно мне. - А ты монаха не стыдись. Дьявола из тебя изгонять буду. А ну раздевайся! Дрожащими руками скинула Марийка всю одежку свою. Но руками прикрылась. И застыл я в сладостном нетерпении. - Ты руки-то убери. Вот так. А это вот что у тебя, Марийка? - Ох, это груди мои, батюшка. - И не стыдно в твои-то года такие большие груди иметь? Постой, дай-ка я их намну как следует. Чтобы не гордилась шибко. Намял я груди и говорю: - А теперь становись на четвереньки. - Зачем, батюшка? - Бесы сидят в тебе! Делай, что говорю! Сама не своя от стыда стала Марийка на четвереньки. - Готова? А теперь терпи! Больно тебе сделаю. И приладился я к Марийке, и взвизгнула она, но вскоре распробовала сласть и попискивать начала. - Вот так, вот это ладно, сейчас дьявол-то из тебя и выйдет. Тут, черт бы его побрал, в горницу вошел сонный Остап Крапива. Не разглядел, что к чему, и сказал: - Извини, что помешал, батьку Захария, но не тут ли я впопыхах оставил свою люльку и огниво? - Не тут, не тут, уходи, Крапива. Но Крапива уже увидел, что я с Марийкой выделываю. - Ах ты бисов сын! – И ударил меня ножнами по голове. И пошел народ созывать. И выволок меня за бороду на двор. Избили там меня козаки крепко. Били и приговаривали: - Монахом, собачий сын, прикинулся! А вот отведай-ка батогов! Вышел тут на двор Игнатий Панасюк и говорит: - За то что он девку нам попортил, лютую казнь мы ему придумаем. Привяжем к двум лошадям и размыкаем по полю. Тут же привязали к ногам моим крепкие веревки, а другие их концы к лошадям провели. Сели на тех лошадей козаки Книш да Сало и приготовились вскачь пуститься, чтобы разорвать тело мое на два куска. А Остап Крапива рядом со мной стоял и говорил: - Так тебе, антихрист. Сейчас распробуешь сласть. Так я перепугался, что в штаны насрал. Шепчу я Крапиве: - Выручай меня, козак! - Как бы не так! – говорит. - Ладно же, сейчас узнаешь у меня. И закричал я в отчаянии: - Дозвольте, козаки, слово перед смертью молвить! - Говори, – сурово сказали козаки. А я Крапиве шепчу: - Если не выручишь, всем сейчас про тебя правду поведаю. Затрясся от гнева Крапива. - Нечего его слушать! – закричал он, – велите Книшу да Салу лошадей погонять! - Нет, пусть говорит, – шумели козаки. Увидел Крапива, что суждено ему опозориться. - Ладно, – сказал он мне, – выручу я тебя. Не снести мне позора такого, потому и помогу тебе. - Ну что там? – не терпелось козакам, – говори, чего тянешь? - Пусть Крапива вместо меня скажет. Он уж знает, что я хочу сказать. - Говори, Крапива! И Крапива сказал: - Клятву я дал давеча. Такую клятву, что никак ее нарушить нельзя. Поклялся я, что ежели кто какую из наших дивчин попортит, то я того басурмана в лес вывезу и предам страшной казни. Потом по-христиански его похороню. А на девке порченной женюсь. - Это хорошо, – сказали козаки, – а что за казнь ты приготовил этому басурману? - Страшную казнь. Кишки из него живого выпущу и вокруг дуба обмотаю. А как помрет он, земле предам. - Это хорошая казнь, – зацокали языками козаки. - Так тому и быть, – решил Панасюк. – Бери этого монаха чертова и вези в лес. Но помни: на Марийке ты теперь жениться должен. Развязали меня. Дали на прощание оплеуху. Посадил меня Крапива на своего коня и в лес повез. Привез, сбросил на землю, плюнул мне в очи и говорит: - Будь ты проклят. А теперь проваливай с глаз долой! - А всё же я свое слово сдержал, – говорю, – женил тебя на Марийке. И как подумал я, от какой беды избавился, так возблагодарил Бога и поплелся дальше странствовать. В ручье штаны сполоснул, вина из фляги отпил и ушел довольный. А Крапивы и след простыл. Теги:
1 Комментарии
#0 10:49 12-05-2009Арлекин
да, сегодня день литературы. игорь, а предыдущие-то проказы слетелито веть. но оно и похер потому как это самостоятельно и... бля, не могу, слово "козак" понравилось ржу "козаки"-народ своенравный и ебанутый.. з.ы.а "задали тропака" -это типа про гопак ?? з.з.ы. но хорошо.. Красава. От души Все респекты моему родному брату Виталию - который уполномочил меня выложить эту вещь. Я тут так.. С боку... не понял..козаки или казаки? Еше свежачок Семнадцать лет, и не сказать, в борьбе,
Живём с тобою под единой крышей. Порой мне очень хочется тебе Сказать, но, я боюсь быть не услышан, Что ты совсем не мной увлечена – Твоя работа, и немного дети, Тобой владеют. Милая жена, Я знаю, я перед тобой в ответе!... дороги выбираем не всегда мы,
наоборот случается подчас мы ведь и жить порой не ходим сами, какой-то аватар живет за нас. Однажды не вернется он из цеха, он всеми принят, он вошел во вкус, и смотрит телевизор не для смеха, и не блюет при слове «профсоюз»… А я… мне Аннушка дорогу выбирает - подсолнечное масло, как всегда… И на Садовой кобрами трамваи ко мне двоят и тянут провода.... вот если б мы были бессмертны,
то вымерли мы бы давно, поскольку бессмертные - жертвы, чья жизнь превратилась в говно. казалось бы, радуйся - вечен, и баб вечно юных еби но…как-то безрадостна печень, и хер не особо стоит. Чево тут поделать - не знаю, какая-то гложет вина - хоть вечно жена молодая, но как-то…привычна она.... Часть первая
"Две тени" Когда я себя забываю, В глубоком, неласковом сне В присутствии липкого рая, В кристалликах из монпансье В провалах, но сразу же взлётах, В сумбурных, невнятных речах Средь выжженных не огнеметом - Домах, закоулках, печах Средь незаселенных пространствий, Среди предвечерней тоски Вдали от электро всех станций, И хлада надгробной доски Я вижу.... День в нокаут отправила ночь,
тот лежал до пяти на Дворцовой, параллельно генштабу - подковой, и ему не спешили помочь. А потом, ухватившись за столп, окостылил закатом колонну и лиловый синяк Миллионной вдруг на Марсовом сделался желт - это день потащился к метро, мимо бронзы Барклая де Толли, за витрины цепляясь без воли, просто чтобы добраться домой, и лежать, не вставая, хотя… покурить бы в закат на балконе, удивляясь, как клодтовы кони на асфальте прилечь не... |