Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Интервью:: - Разговор с Милорадом ПавичемРазговор с Милорадом ПавичемАвтор: Голем * * *Выключив комп, я задумался. Затем уткнулся носом в залежи книг, сложенных в стопку руками Моей Замечательной Подруги (МЗП), дабы обрести на лестничной клетке вторую жизнь – в кругу соседей, не ведающих, что творят. Покопавшись, мне удалось извлечь парочку книг недавно почившего Милорада Павича*. Жаль бродягу. Талантливый серб, а туда же, навынос... – Если жаль, почему навынос? – раздался ехидный голосок классика. – Я вас, недоумков, каждый раз в чём-нибудь наставляю! Вот, например: «Во время всех боёв… Растина не на кларнете, а на нём, капитане австрийской армии Пахомии Тенецком, исполняла Франца Йозефа Гайдна». Или вот пассаж, характеризующий нравы: «На столе стояла горячая молочная похлёбка с укропом, из которой выглядывали бараньи глаза». Подавив рвоту, я задал встречный вопрос: – Что сами думаете о будущем ваших книг? Эти явно пойдут на выброс. – Всё отдадут сценаристам, создателям сериалов. Из компа донеслось довольное марсианское уханье компьютерного лит-оппонента. – Вы бессюжетны, Павич! – заорал я. – Что это за история… с самодельными картами Таро и идиотской пропажей капитана Опуича! Победа разума над сарсапариллой? – Мои романы – это праздники Духа. Что до тебя, господин Мелкая-Сошка… жрать захочешь, напрудишь амбулу с преамбулой! – захохотал Павич. – Не этакий штрудель работал, как пудель. Того же Кафку… да что там! Дух не создавал каноны Джотто, они сами родились в Святом Духе! А снег в «Амаркорде»? Сплошная вата, но сердце сжимается… – Вы что, сливовицы натрескались? – спросил я, уязвлённый насмешками. – Дух бесплотен, безделен, бестрепетен. Всего-то, тень отца Хамлета! Истекает мыслью, как Буг или Дунай, а на берегах ничегошеньки нет. – А что там должно быть? – осведомился Павич. – Кража? Шторм? Растление малолетних? – Отрывая форму от содержания, вы кормите собаку с отрезанной головой, – вздохнул я. Донёсся звук ироничных хлопков: – Браво, браво! Слог есть любовь, а Содержание – дьявол. Форма, одна лишь форма не имеет пределов совершенствования, тогда как как два десятка сюжетов давно написаны. Впору сжечь и сочинить заново! – Ну хорошо, – заторопился я, ощущая ускользающую из-под ног почву. – Но форма без содержания – всего лишь эстетика, потерявшая этику! Давно замечено, и не нами… – Нет ничего прекрасней полуобнажённой женщины, – сладко потянулся серб. – Её поясок стыдливости и есть сюжет, остальное – форма! – Природа формализма в том, что вместо спирали вы шествуете по кругу! И возвращаетесь к комиксам, к альбомам с полуодетыми девками… – Ничего плохого, были бы девки хорошие. А вы-то куда собрались? – с азартом продолжал Павич. – Усвоив начала идеализма: развитие по спирали, отрицание отрицания, единство и борьбу противоположностей, тут же скатываетесь к товарищу Фейербахову! Суть философии в многообразии форм. Вы, батенька, не марксист? – Боже упаси! В угоду форме, этой Прекрасной Даме по имени Философия, вы просите меня забыть, что принц Гамлет – серийный убийца, ослушавшийся тени собственного отца. Зачем он угробил семью Полония? Это же беззаконие! – Полоний – маска лукавого царедворца, – протянул Павич, и в голосе его впервые прозвучала тень лёгкого недовольства. – Но наставления Лаэрту – образец родительской мудрости! Не знаю, любил ли принц Офелию, как сорок тысяч братьев (красивая и совершенно пустая фраза!), но точно уж свёл с ума. – А вам, конечно, подавай «Трёх мушкетёров»! – рявкнул Павич. – А вам не нравится? Капитан Опуич – бледная тень Портоса и Арамиса! – Дался вам бедняга Опуич… я работаю в зарослях нового Логоса. А ваш Дюма породил детей Сатаны: шансон, рекламу и Голливуд! Я не слишком политизирован? – спросил Павич, и голос его дрогнул от ненависти. – Никто не любит современных пиндосов, – сказал я. – А как вам их литература? Тоже не перевариваете? Ещё бы, сплошные рассказчики! Взять Стейнбека, Фитцджеральда или О.Генри… – Я и русскую-то литературу не перевариваю, – поморщился Павич. – Её уже столько раз переваривали… Американская проза – это унылый, пост-индустриальный вид из окон ветхого особняка. Фолкнер – лепнина под крышей, а Фитцджеральд – разорванная ёлочная хлопушка, забытая кем-то на подоконнике. Единственным приличным стилистом был Мелвилл… да и тот, признаться, скучен, как китовый навоз. – Ваш хвалёный стиль на семь восьмых – заслуга переводчиков! – грохнул я. – А не надо делать конфетки из авторского дерьма! – ощетинился Павич. – Допустим, я люблю детективы. Чейз, если хотите, тоже поднялся на переводчиках, Чандлер туда же и рухнул… Мураками – изрядно спродюсированная фигура, а Коэльо – вообще безмозглый баран, сбежавший из Кордильер! – Окей. Поищем эталоны жанра, – заторопился я. – Борхес? Маркес? Хулио Кортасар? – Мифологизация сюжета как способ обуздать количество форм? – заговорщически подмигнул Милорад. – Эти ребята твердили, как заведённые: чем дальше вторгаемся в мироздание, тем больше нас задевает то, что происходит внутри. Отринув Юнга, они породили безумие Кастанеды! Сто лет ОДИНОЧЕСТВА… видите ли, любой сюжет – это тепловая флуктуация масс, тогда как форма – траектория разума. – Заумь какая-то. А Робинзон Крузо? Павич пожал плечами: – Это не сюжет… себя-то перечитываете с отвращением? – Бывает, – потупился я. – Так вот, причина отвращения кроется в недовольстве формой. К содержанию все мы одинаково равнодушны, читатели и писатели. Событийность отвратительна тем, что порождает иллюзию новизны, в первую очередь – новизны состояния! На деле же всё не так: только парадоксы Духа порождают новую сущность. – Всё это пелевинщина и кантианство… мне кажется, литературные стилисты пускаются во все тяжкие, ощущая слабость выбранной сюжетной интриги. Тот же джаз-бэнд, истязающий инструменты, но лишённый мелодии, которую можно спеть. Или Кандинский с супрематистами… вы-то ведь припомнили Джотто, ясного и наивного, как ребёнок! – Я не мешаю суете навозных червей, – сказал Павич, и голос его начал слабеть. – Оставьте зомби похороны мертвецов… совершенство прозы – в совершенстве позы! Я ничего не ответил: мэджик потихоньку рассеивался. Пора, наверное, бросить писать… ~ ~ ~ * «Последняя любовь в Константинополе» и «Пейзаж, написанный чаем». Теги:
-9 Комментарии
тоже прочитал с интересом, хотя Павича не читал. всегда говорю, что Павич — единственный человек, кого я могу назвать своим любимым писателем и — нет. он бы так не разговаривал. зато голем любит засылать сразу везде свои поделки, экая двужопость, бгг Эт он Шизу ввернул… а сейчас попробую перечитать при вЫключенном телевизоре. Андрей, ты дурак ггггг(это дружеская рреплика) ага. понял что: писатели пишут или для писателей, или на продажу. ещё понял, вернее снова вспомнил, что имею проблемы с самообразованием, что с этим нужно что-то делать и что делать с этим я не буду нихуя. скорее всего. во всяком случае пока я имею возможность свободного перемещения и на своих ногах. отличное интервью. Зачел с удовольствием, что редко однако есть принципиальные замечания по сути собсна. Форма как раз таке у Павича есть, и это жанр нелинейной прозы, которую врядли догонишь, если ты не владеешь навыком чтения линейной, т. е обычной, сюжетной. Он конструирует тексты, вырезая ненужное, на основе классической литературы ( сербской, русской, славянской в основном,)истории искусства, стран, эпики дофига и проч, поэтому его сложно понять в принципе. Ещче флэшбэки, ассоциативные вставки на узнавание, отсылающие к о всяким ништякам — в том случае, если ты в теме, то догоняешь, если нет, то ничего страшного, наверное Сам я Хазарский словарь чел с трудом. Превосходство формы, скорее, у постмодернистов, Павич напротив- создал новую. Автору спасибо тем не менее Ирма, Рыцарь, спасибо за отзыв: пишу в основном для вас... Илья, люди редко совпадают сами с собой, даже на публике и в быту разумееца, Павич здесь не более чем условность — скорее, я решал некие собственные проблемы норпо, а мониторить по углам не двужопость? я за внутреннюю свободу Гельмут, тебе особо признателен — ибо осилил человек то от чего определенно далек и понял главное ГринВИЧ, поклон, это крайне познавательно из отзыва понял что Павича я крайне обеднил но повторяюсь задача анализа его творчества и не ставилась — скорее это была часть полемики с моими друзьями шызом и спасом шыз, если даже и да, то это не аргумент, ггг спустись ужэ с пьедестала, выступи по сусчеству видишь же народ ждёт ответного пинка, гг Дух бесплотен, бесцветен, канает под древо, Выливает младенцев вместе с грязной водой, Кастанеда направо, кому подобает налево, Тот идет, потрясая своею унылой елдой. Событийность иллюзий в мозгу человека: Вон фонарь, а с ним рядом шаманит ацтек, Нашаманил уже: появилась сырая аптека, И замершей водой в небеса выпадающий снег. Это вам не сюжет, не читая, вздохнет с отвращеньем От безумия слов проморгавшийся всяк, Бутерброд с колбасой или чаю с лимоном-вареньем, А потом, на закУсь, деревянно-забитый косяк. понравилось Выброс Павича на кладбище твердых бытовых отходов и вброс его в головы ничего не подозревающих коллег по терзанию литосферы — эклектичный и гротескный ход. Получилось. Чувак, ты же писать не умеешь ни хуYA. Завязывай. Fridan. Изначально критика выебал автор… Поэтому он вечно мстит.Только кто п… са слушает? Пиши Голем и прости меня подлеца за последний куплет. Чет стыдно мне. Если бы в школу злословия вызвали провинившийся дух писателя, состоялся бы, наверно, такой же разговор Еше свежачок А.С Пушкину
Пред гением колени преклоню, и попрошу прощения за бездарность, за то, что слыл поэтом в стиле «ню» и рифмой проповедовал вульгарность! Вульгарность — вульва… наваждение, нет?! ну, почему я слышу это слово?... Если б бог мне не дал ног, Я б ходить нихуя не мог. Если б бог мне не дал вдруг, Моих верных слуг - рук, Я б чесаться не смог тогда, Это было б вообще "борода". А вот то, что не дал мне мозгов бог, Хотя дать он, конечно же, мог, Это вовсе не парит меня, Потому что всё это хуйня.... Ответ
"..ну, Алексей, ты не медаль. на шее у меня не место тебе, иди ты в люди. и пошёл я в люди.." Максим Горький. .. что ж, иду. честно говоря, не думал что дед так неожиданно даст мне пинка под сраку. но я его понимаю. малолетний пиздюк - "да что он может, книгочей сраный!... (продолжение и пояснение темы: http://litprom.ru/thread84756.html)
Вот уже несколько лет, как в мире появилась нейросеть Chat GPT, которая по заверениям может на английском вести осмысленную беседу. Вот я и решил проверить, так ли это? Оригинальная переписка в аттаче - перевод точный.... Это было давно, а по совести, вобщем, недавно,
Когда стукнул полтинник почти мне, без двух только лет; Когда был я счастливым, читай, несчастливым, не странно Понимать всё мне это теперь, если звать меня «дед». Ты понять по моей это можешь потасканной роже, Когда выпив водяры довольно, я корчу еблет;... |
А мне Милорад дико нравится.
Интервью читала с интересом.