Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Виктор Пелевин как цукерблин

Виктор Пелевин как цукерблин

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 14:31  07-10-2014 | Антон Чижов | Просмотров: 2823]
(Пелевин В. О. Любовь к трем цукербринам. — М.: Эксмо, 2014. — 448 с. — (Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин).

Полтора года назад по нуждам службы я перечитал пелевинский «Generation П» и подумал: а че я его не читаю-то, ни одного романа после «GП»? Надо! Тут и «Цукербрины» как раз подоспели. Три дня я честно потратил на книжку. А по истечении их встали надо мной два ангела. Первый, черный, гнусно скалился и страшно шипел: «Напиши! Напиши, как ты на заднице его романчика в сердцах накатал: этот мудель отбывает текст!» Белый же ангел гладил меня пером (надеюсь, не из хвоста) и канючил: «Но ведь что-то запало же, и ты улыбался порой — не злись!..»

Чуть о сюжете, как полагается. Некто Киклоп получает дар всеви(е)дения, дабы сохранять равновесие мира. Этажом ниже располагается офис оппозиционного сайта «Contra.ru», где трудится сис. админ (или кто он там) некий Кеша. Это типичный, по мненью автора, хипстер, для которого работа скучняк и в радость только троллить в сетях всех подряд да дрочить под порнушку. Вдруг в офис является известный террорист Бату Караев, он же Семен Паламарчук, и взрывает на фиг всё. Но в этом «всём на фиг» следует видеть и хорошую сторону. Этажом выше Киклоп падает со стула и лишается дара всеви(е)дения, который итак его мучил, а экспедитор «Контры» Надя, существо природы совершенно ангельской, незамутненной, отправляется в рай вместе, правда, с разными прочими.

Параллельно, но не всегда в такт идет история о древних птицах, которые охотятся за зеленой свиньей — творцом вселенной. Кроме того, Кеша в каком-то еще разрезе будущего оказывается как бы в реанимации, сохраняя сознание и репродуктивную функцию, и трахает парализованного бедолагу Караева — впрочем, чур, Милонов, герой принимает престарелого фундаменталиста то за свою жену Мэрилин, то за всегда вожделенную японскую школьницу.

Цукербрины же — это кремнийорганическая инопланетная цивилизация, которая посредством компьютерных технологий то ли вытесняет людей с планеты Земля, то ли питается сексуальной энергией таких, как Кеша, виртуальщиков-онанистов.

Бред? Нет: сон! Чуя, что концы с концами не слишком-то логически сходятся, «единственный и неповторимый» автор милостиво признается под занавес, что это был сон. А что вы хотите: бог — не только шутник, он сам шутка. Симпатант Пелевина Дм. Быков (выведенный, кстати, в романе как бочкообразный куплетист Гугин) уверяет нас, что «единственный и неповторимый» пишет «сказки» — конечно, Милонов, для взрослых.

Отлично усвоив, что наш современник — сочетание инстинктов, суеверий и технологий, Пелевин то залихватски умело, то скучливо эксплуатирует эти три клавиши, которые, собственно, и определяют его «поэтику». Кто-то ученый заголосит тотчас про постмодернизм и припомнит В. Сорокина. Господа, успокойтесь! У них разная природа, у этих постмодернюг. Сорокин весь в тексте живет, как глист, и избывает опыт русской и советской якобы уже «мертвой» классики именно через текст.

Язык Пелевина везде «свой», всегда одинаков, с легкой иногда стилизацией. Он сух, ироничен, часто антихудожественен (самолюбивые технари это любят). При всей виртуальной миражливости Пелевин не показчик, он, прежде всего, рассказчик, а для своих ежегодных подневольных творений использует старинную колодку философских повестей эпохи Просвещения — да не запутают вас при этом реалии и сленг современности! Да-да: Вольтер, Дидро и Монтескье — литературные предтечи его. Расхожие идеи эпохи, витиеватый (не скажу «занимательный») сюжет, картонные маски-герои, пряноватый эротизм, немножко фельетон на злобу дня, немножко памфлет про «вечное». Полная формула этого аромата злостно проста: сказка + притча + «шутка». Нет, не полная у Пелевина: + договорные обязательства перед издательством. Et voila!

Кто-то совсем с дерева простодушный видит в Пелевине ажник гуру. Но свои премудрые коаны он выдает, как сибирская красавица лепит пельмени: машинально, да и конструктивно они (что коаны, что пельмени) одинаковы. Мне порой кажется, он издевается над своим записным читателем, выдавая ему, не сильно продвинутому, чужие премудрости за свои. Чего ж вы хотите: и читатель его — в лучшем случае, знает Славоя Жижека (эссеист такой левого толка, в романе он проходит как Ян Гузка) да Фуко с Бодрийяром, в худшем — «Дом 2» эпохи Ксюши Собчак. (Она кстати, тоже отчасти в романе имеется как источник мудрости — подзабытая Ксю Баба одна такая на всю Россию).

«Единственный и неповторимый» мило глумится — но тешится ли, сам составляющая нынешних цукербринов? Натужность в этом «романе» ощущается часто, ах, слишком часто! «То бурлАки идут бечевой»… Правда, кто-то сказал, что «Цукербрины» — это новый взлет пелевинского таланта. Уберегся, значит, я от предыдущих его романов…

Так, бишь, про что эта книжка-то? Отвечу словами одного проницательного читателя, чтобы белый ангел отстал от меня, наконец, со своим пером:

«Собственно, Пелевин даёт очень убедительный ответ, во что превращается сознание человека, существующего в абсолютной информационной прозрачности. Это либо трусливое двоемыслие под маской лояльности к системе; либо бесплодные попытки изменить систему (сделать её более человечной), моментально превращающиеся в терроризм. Причём всех протестующих система моментально утилизирует ради собственных целей :((.»
(http://www.livelib.ru/reader/sergei_kalinin)

Подправлю лишь: не «убедительный ответ», а цветистый и занудный парафраз чужого ответа, ставшего расхожей уж истиной.

7.10.2014





Теги:





2


Комментарии

#0 14:33  07-10-2014Антон Чижов    
осилил четверть книги. больше не смог.
#1 15:59  07-10-2014Гриша Рубероид    
пелевена не четал. и не буду.
#2 16:10  07-10-2014Дмитрий Перов    
начинал две его книги читать как-то. чапаева и ампир, но далее 50-70стр так и не ушёл. больше не буду даже в руки брать. смыслы там искать на хую я вертел. пускай другие ищут. каждому - своё
#3 16:28  07-10-2014Стерто Имя    
цукербургер кокаойто... завтра появится -Любовь к трем планшето-поребрикам.... чортешто
#4 16:30  07-10-2014Стерто Имя    
вот закроют мордокнигу и гугель, о штом ему песать?
#5 16:37  07-10-2014Качирга    
ПелевИн уже не торт.
#6 19:58  07-10-2014pro.bel^4uk    
как самолюбивый технарь скажу: Все так.
#7 20:26  07-10-2014ima    
Тот, или не тот - я читаю. Все, что выходит. И даже когда становится скучно, а цукербрины местами скучны, как учебник, все равно продолжаю. Потому, что все равно появляются искрометные куски, и если не читать все подряд, то можно пропустить их.

Конечно, это не S.N.U.F.F, но это - ПЕЛЕВИН.
#8 20:42  07-10-2014Brewbug    
судя по аннотации, смысла не больше, чем в либретто любви к трем апельсинам.

Быков, значит, поклонник Пелевина?. Он по ходу уважает только покойников или современников в состоянии творческого упадка/кризиса.
#9 20:43  07-10-2014Brewbug    
Ностальгия по старому Пелевину, который торт.



С Пелевиным Витей в плацкартном вагоне

Я ехал однажды на Желтой стреле.

Ему хоть бы что, я - всё время на стрёме,

Ведь я без билета и навеселе.



Витёк - парень чуткий такой оказался,

Ну прям Мать Тереза - коньяк предложил

Он мне для согреву, но я постеснялся.

Он сам тогда выпил и снова налил.



А после второй разговор завязался

Про нашу житуху, про жен, Брестский мир,

Политиков, мать их.. И тут я признался,

Что еду в вагоне, но не пассажир.



Витьку философским сей факт показался.

Я за философию тост предложил.

Витек пить за это дерьмо постеснялся,

Я сам тогда выпил и снова налил.



С утра - страшный грохот. Я думал, вендетту

За все непотребства мне бог объявил.

Открыл мутный глаз. Вижу - в дверь туалета

Стучат, я всё там же, а Витька свалил.



В плацкартном вагоне сижу весь помятый,

Смурной, без билета и зол на весь мир.

И лезет мне в ухо такой же усатый

Как я; шестилапый и не-пассажир.



А Витька мою философию продал,

В плацкартах не ездит теперь. От судьбы

Не жду больше я ничего. Все уроды!

Чтоб как-то развлечься, считаю столбы.
#10 20:53  07-10-2014шмель    
не тот уже полёт у пелевича... в этот раз вообще халтура для хуй койми кого..
#11 22:50  07-10-2014    
А Циттербакке помните?
#12 23:11  07-10-2014Лев Рыжков    
Пелевин уже на Generation испортился и запопсовал. Но читаю почему-то всегда. До этой, правда, еще не добрался))
#13 09:18  08-10-2014отец Онаний    
жаба душит 700 рублей отваливать за книгу
#14 18:12  08-10-2014Шева    
Осилил через не могу. Полностью согласен со шмелем. Больше покупать не буду. За такое еще и деньги платить? Тот случай, когда /от великого до смешного.../
#15 18:23  08-10-2014Шева    
Осилил относится к /цукербринам/, а не к крео. Крео слабенькое. Я бы написал гораздо жестче.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
18:22  05-10-2024
: [8] [Критика]
...

У меня возник вопрос:
Почему здесь постят коз?

Может это зоофил
На страничку заходил?!
Или кто-то из села
К нам заехал без седла?!

Разъясните, редаки,
Объясните по-мужски:
Может быть литпром - колхоз,
Чтобы постить этих коз?...
"Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".


Почему-то все в отзывах говорят , что повесть  - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле....
11:15  19-04-2024
: [25] [Критика]
сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно

поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок.

а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса

музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга
живопись от души, от сердца
а поебень словесная - от кишечника....