Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - Ю. Арабов. Столкновение с бабочкойЮ. Арабов. Столкновение с бабочкойАвтор: bjakinist. (Арабов Ю. Н. Столкновение с бабочкой: Роман. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014. — 346 с. — (Проза Юрия Арабова)В наши дни это редкость — утопия. Как-то публика больше привыкла к мрачняку антиутопий. А тут вдруг известный писатель и записной сокуровский сценарист одарил нас романом о том, что все могло бы быть куда как лучше в том незабвенном 1917 году! В смысле: Николай № 2 не отрекся бы от престола, а пошел бы на союз с Владимиром Лениным, Владимир Ленин ввел бы НЭП и стал бы в традициях страны честным коррупционером на ответственном посту. И никакой вам гражданской войны, никакого красно-белого даже террора! А если без жертв в истории, увы, пока еще невозможно (какой же суп да без соли?), то в Ипатьевском доме летом 1918 г. расстреляли бы всю головку большевиков: тихого, кроткого Сталина, оборотистого живчика Свердлова и т. д., — вплоть до разухабистой пост-бальзаковской Коллонтай. И нэма проблем! Увы, проблемы как раз имеются, и они не только у истории, но и у нашего автора. Чтобы люди вели себя «по-людски», то есть по-арабовски, ему приходится сильно упрощать и уплощать подлинные характеры. Иногда получается весело, даже забористо. Ильич предстает лихим, дерзким Остапом Бендером, а так как автор глубоко изучил натуру (см. его сценарий «Телец»), то и копает он здесь, на мой взгляд, достаточно глубоко. Глубоко — потому что это было и в природе вещей (людей), соответствовало правде характеров: Ильич этак петушком, петушком да в историю. Пронзительный авантюризм — он подкупает в нем. У Арабова Ильич искрится и светится электричеством подлинной бесовской гениальности. Чертовски зажигательный прохиндей! Интересна и конспирологическая тайна — один из крюков сюжета — покушения на Ленина, которое якобы организовала та самая большевистская расстрелянная элита. Правда, здесь у Арабова сбивается хронотоп: элиту порешили в июле 1918 года (вместо царской семьи), а покушение Фанни Каплан на Ленина случилось в конце августа того же года. Но это не так и важно: в конце концов, прилетело вождю с того света. А тот свет в утопии очень даже возможен и как-то необходим. Неуютно в утопии без этого самого «того света»… Неразбериха с датами и фактами пускай не отвлекает нас от самого главного: от искусства, с которым Арабов обычно удачно пародирует стиль Ленина, Троцкого, царя. Даже пролы говорят нарочито корявым языком героев А. Платонова. Сдается, это и есть тот крюк уже чисто авторского, художнического интереса, на котором висит вся сия экстравагантная фантазия: Арабову интересно порыться в стилях описываемой эпохи. Ну, и наверно, просто душой отдохнуть от мрачного мира «Тельца», где всё вроде всерьез, а всерьез там — умирание человека. Но если Ильич в «Бабочке…» дан у Арабова ярко, местами (в начале) даже и празднично, то с Николаем № 2 у автора промашка, мне кажется, вышла. Наверно, гораздо сложнее изобразить откровенную серость, чем пусть и бесовскую, но все ж таки гениальность. В романе Николай — уставший от семейных проблем и вечного давления властной жены средней руки человечек, впрочем, вполне себе милый и добрый. Он невыразителен, как выцветшие обои. Между тем, подлинный, исторический Николай был более сложной фигурой, тут одной красочкой не обойдешься. Недалекий («дурачком Ники» называли его родные) и упрямый, внешне любезный и мягкий, но довольно коварный (сила слабости, так сказать). Наконец, эти 12 тысяч собак и 18 тысяч кошек, которых он настрелял за свою жизнь — явный признак садизма. Может, бюст царя и мироточит нынче у крымской прокуратуры в страхе за грядущую месть «зеленых»?.. Красные за своих уже отомстили… В любом случае, реальный Николай намбер ту схлопотал ту судьбу, какую и не мог он, бедный, не схлопотать… И милым пожеланием непонятно кому (воздуху эпохи — нашей эпохи уже?..) звучат слова все того же царя: «Человек слаб только потому, что лжет». А если не лжет, то любое испытание для него (война, революция, даже казнь), дескать — как столкновение с бабочкой. Мудрость, конечно, великая: просто йог, а не намбер ту! Если же «посерьезке», то роман Арабова, естественно, о нашем времени. Почему и современные словечки, как маячки, влетают в речь персонажей. Почему и оценки лаются на нынешний день довольно остренькие. Ну, например: «Возникла система, которая лишь формально называлась государственной, но была разделена внутри себя на тысячи ничем не связанных кусков. Наверху оказались люди, которые правили за счет того, что давали подданным воровать, и воровство склеивало разрозненные клетки социума… Воровство было во все предыдущие века и всегда считалось преступлением. Сейчас же с помощью него решали вопрос о национальной общности». Конечно, это про НЭП — про НЭП по-арабовски… Автор заклинает историю быть другой, добрее и снисходительней. Однако он прекрасно понимает: это — благое пожелание, милая, но утопия. Шутка стиля и горького юмора. 2.04.2017 Теги:
1 Комментарии
#0 21:36 02-04-2017mayor1
Как-то публика больше привыкла к мрачняку антиутопий.(ага) у Мора красота.... Рабство, обращение в рабство, никакого, ёпта, мрачняка. Читать роман не стану. Ибо хули толку? Я ни с Лениным, ни с Николаем знаком не был и расхождений в характерах не обнаружу. за отчет - хорошо написано. арабова как-то пытался читать - не покатило. а то еще угораздило орлеан посмотреть - хуйня редкостная От Арабова всегда ожидаю каких-то метафизических зависаний. Не мрачных, но смурных, вязких как болото. Не сказать, чтобы люблю этого автора. Но, в принципе, уважаю. А сатира у него, по спойлерам судя, хуевая. А рецензия сама по себе хороша. Орлеан то вполне таг, есть смысл глянуть, его. Да, рецензия хороша, как профи, ты давай пиши далее. Еше свежачок Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
У меня возник вопрос: Почему здесь постят коз? Может это зоофил На страничку заходил?! Или кто-то из села К нам заехал без седла?! Разъясните, редаки, Объясните по-мужски: Может быть литпром - колхоз, Чтобы постить этих коз?... "Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".
Почему-то все в отзывах говорят , что повесть - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле.... сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно
поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок. а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга живопись от души, от сердца а поебень словесная - от кишечника.... |