Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - В. Пелевин. iPhuck 10 и вокругВ. Пелевин. iPhuck 10 и вокругАвтор: bjakinist. (В. О. Пелевин. iPhuck 10. — М.: Издательство «Э», 2017. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)Своими ежегодными романам Виктор Пелевин заработал звание тенора эпохи — не трагического, а под стать этой самой эпохе саркастического. В самом деле, читательская «общественность» уже приучена к тому, что в конце сентября выйдет роман, в котором «великий и ужасный» оттопчется по поводу всех мемов, фишек и засад протекшего года, причем в изощренной до извращения форме. Думаю, мы доживем до издания комментированного собрания сочинений Пелевина и с удивлением обнаружим, что полузабытое уже нами было автором когда-то злостно учтено и надежно оприходовано. Так что, автор «Жизни насекомых» продолжает традицию «Человеческой комедии» Бальзака или романов Золя: создает летопись целой эпохи, ее не социально-психологическую, а интеллектуальную и сатирически точную панораму. Конечно, роман на роман не приходится, бывают проколы, случается и взаимное утомление у автора и аудитории друг от друга. Так что, вряд ли он прав, опрокинув парашу исстрадавшейся писательской души на своих критиков устами героя нового романа. А герой романа довольно любопытен по замыслу, хотя, как почти всегда у позднего Пелевина, по замесу фирменно он картонен. Это некий следак Порфирий Петрович — при этом следак цифровой, электронный. Действует он в конце 21 века, ему поручено расследовать манипуляции искусствоведа-эксперта Мары Гнедых с «гипсом» — артефактами начала 21 века, последнего востребованного рынком периода, когда искусство несло какие-то чувства и смыслы, пусть это и был стиль «новой неискренности». Так как Порфирий Петрович не только дознаватель, но и система по сексуальному обслуживанию клиента, между ним и слабой женщиной Марой («бабой с яйцами» — ее гендерный маркер) возникает любовный и интеллектуальный поединок. Его-то перипетии и составляют сюжет. По ходу у читателя раза три закружится голова от внезапного зигзага. Ну, так читатель на то и гад, чтобы безопасно и сладко мучиться! Если ж посерьезке, по существу, то роман у Пелевина вышел удачный и едкий. Довольно рано поняв, что суть современного мира составляют «технологии» (бизнес — тоже ведь технология по добыванию прибыли), что и межличностные отношения до отвращения «технологичны», Пелевин распутывает клубок истории, который привел нас к этой вот ситуации. Он движется вспять, к интеллектуальным истокам современного мира, куда-то там в середину 20 века. И тут нехило прилетает от автора как Хайдеггеру и Сартру, Лакану и Деррида, так и современным зачастую скандально спекулятивным практикам перформанса, инсталляции и маркетинговых интриг накачки репутаций и рейтингов в искусстве, а заодно и технологиям цифровым, компьютерным — но об этом последнем изводе авторского сарказма я судить не могу, ибо болван-с здеся полный. Острое слово тем и запоминается, что вовремя сказано. Пелевин произносит это слово точно, на мой вкус, и очень ко времени. Его жонглирование почтенными понятиями, именами и событиями недавнего прошлого у меня лично вызывало взрывы хохота. Так что прозу, перенасыщенную сатирой на интеллектуальную историю последнего полувека, читать не скучно, поверьте… Но что по-настоящему трогает в книге — ее финал, где, думается, автор отбрасывает все маски и говорит своим голосом: «И как не поразиться людям Земли — низкий им поклон — которые на горбу своей повседневной муки не только нашли в себе силу жить, но еще создали и фальшивую философию и удивительно лживое, никчемное и дурное искусство, вдохновляющее их и дальше биться головой о пустоту — в корыстных, как они трогательно верят, целях!..» Дмитрий Быков говорит о «расчеловечивании» Пелевина — тот, дескать, все дальше и дальше от людей, от живой плоти жизни, которая жовиальному Быкову так органически дорога. А мне показалось, здесь, в этом финале, Пелевин ближе к жизни и людям, если они взрослые, разумеется. Просто открыл фортку в космос, суровый и честный он человек — и показал истину, впрочем, не такую и новую. И еще: на форзаце перечислены все основные произведения Пелевина аж со времен «Синего фонаря», но нет почему-то предпоследнего, прошлогоднего его романа «Лампы Мафусаила…» (кстати, удачного). Возможно, у издательства «Э» загвоздка чисто юридического характера. Но мне-то как раз предыдущий роман про «последнюю битву чекистов с масонами» и «iPhuck 10» представляются логически тесно связанными. В «Лампе…» ведь тоже про технологии — политические, преобразующие иллюзии и страдания прошлого в реальные сегодняшние дивиденды элиты. «Лампа…» пролила свет на внешний, политический и социальный контур современной жизни, а сказ про Порфирия и Мару позволил заглянуть в «теснины души» нашего современника — точнее, в теснины мозговых извилин, где свой застой. Здесь тоже вроде как открытий-то он не делает, но фирменное достоинство Пелевина — он умеет точно все суммировать. Потому что не про конец 21 века роман, ясное дело, а про наше сегодня, в котором набухает кризис всех нажитых человечеством «духовных ценностей» — а точнее, «договоренностей» — послевоенного (после 1945 г.) мира. Грозный вообще-то симптом!.. 9.11.2017 Теги:
10 Комментарии
#0 13:38 11-11-2017Шева
Спасибо. Зачел с интересом. Неделю назад хотел купить - цена кусается. И пенились сети сарказмом. Самое модное слово недели, кста. Критика понравилась.+ Хорошо критика написана. Пелевина традиционно читать не стану надо прочесть. давно чота в Атриум не заглядывал Шева, скока стоит? Спасибо тебе, добрый человек + Хороший обзор. Пелевина уже купил. Прочитаю, когда забуду, что здесь говорится)) начал читать, начало вполне ничего, ай фак iphuck Прочёл. Достойно вполне. Еше свежачок Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
У меня возник вопрос: Почему здесь постят коз? Может это зоофил На страничку заходил?! Или кто-то из села К нам заехал без седла?! Разъясните, редаки, Объясните по-мужски: Может быть литпром - колхоз, Чтобы постить этих коз?... "Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".
Почему-то все в отзывах говорят , что повесть - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле.... сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно
поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок. а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга живопись от души, от сердца а поебень словесная - от кишечника.... |