Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - В. Пелевин: Тайные виды на гору Фудзи

В. Пелевин: Тайные виды на гору Фудзи

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 20:42  12-10-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 1988]
(Пелевин В. О. Тайные виды на гору Фудзи: Роман. — М.: Эксмо, 2018. — 416 с. — (Единственный и неповторимый Виктор Пелевин)

Ну что ж, очередное микроосеннее обострение — новый от Пелевина роман! Его уже успели и разругать на все корки, и расхвалить. Индикаторов, по мне, здесь два: насколько эта в целом дежурная для нас и Пелевина беллетристика легко читается — и в какой мере она как «вещь в себе» оригинальна и интересна (что не одно и то же).

Читается роман в целом легко, с интересностью есть проблемы — и свои приключения. К тому же автор решает по ходу и чисто маркетинговые задачи (как мне показалось).

Но все по порядку.

Итак, некий Федя-задрот влюбился в первую красавицу школы Таню. На дворе — канун «лихих», которые 90-е. Они-то, эти 90-е, и меняют жизнь обоих круче некуда: красавица идет по рукам новых хозяев жизни, а Федя чисто случайно становится олигархом. Сказка про Золушку, вывернутая наизнанку; причем Золушкин код судьбы использован дважды, зеркально. Потому как в 2010-е Федя в компании еще двоих из списка Форбс друзей пытается решить свои внутренние проблемы путем погружения в тайны буддийской мистики (штурмует так называемые джаны или дхьяны). А Таня, теперь растолстевшая тиражная тетка, борется за свое счастье и находит его в магических практиках мезоамериканских индейцев плюс феминистском движении с четкими лесбийскими нотками. Федя и Таня соединяются — отчасти из-за неспособности Феди расстаться с соблазнами сансары, отчасти благодаря Таниным магическим наглым навыкам.

ВСЁ — или почти всё!.. Ибо в конце, усвоив, что нашим двум героям, как двум улиткам из древнего японского стихотворения, не дано влезть на Фудзи, мы открываем всю бездну непреоборимо роковой горы в виде гибельной океанской пучины, которой обречен один из персонажей. Финал эффектный — со смысловым замахом почти на «коан»…

Другое бесспорное достоинство романа — его композиция, где реалии российской современности, буддийские духовные практики и боевая индейская магия сплетены в тугой и логичный (не расцепишь, не разлепишь!) узел. Впрочем, это вообще особенность романов Пелевина: выстроить станину для своих фишечек он умеет по всем правилам продвинутой инженерии и старается на сей счет куда как больше всего остального — именно как опытный маркетолог.

Еще одно достоинство текста — главы (особенно первые), посвященные женской доле «ватрушки» Тани. Они непривычно (в устах обычно сурового к дамам автора) теплы и милы, и полны глубокого если не сочувствия (разлетелись!), то понимания, что и позволило, кажется, Дм. Быкову несколько э-э… жеманно назвать весь роман в целом «очаровательным».

Очевидным проколом текста мне показались попытки выразить словами то, что Федя переживает, мистически бултыхаясь в «джанах». Это, знаете ли, «как суп вилкой есть» («ТВНГФ») — тем более, если дар Пелевина больше журналистско-фельетонный, чем пиитический… Экскурс в подзабытую эзотерическую словесность 90-х, а эти страницы пахнут именно ею, могут, конечно, показаться нам, старикам, ностальгическими. (Наверно, это и позволило уже окрестить «ТВНГФ» «искренним» и «лирическим»). Не знаю, насколько проймут они молодежь — которая сейчас, кажется, гораздо трезвей и практичней, — но прочитанные на дистанции времени и опыта, эти страницы показались лично мне жеваной бумагой, которую тебе в рот запихивают даже уж и без вилки…

Вполне возможно, автор испытывает некоторую возрастом обусловленную ностальгию по тем временам и читателям — но ряды первых читателей Пелевина, этих самодеятельных мистиков-трипачей (от слова «трип») естественным образом проредились. И теперь самое время испытать чары былого погружения в зазеркалье на свежих душах. Любопытно узнать, в какой мере это получится.

Самому же Пелевину, кажется, в целом уже скучно без конца перекладывать паззл современности, ибо, как абсолютно справедливо он замечает здесь: «Мы живем в эпоху, когда все настолько ясно, что спорить о чем-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги». Остается участвовать по мере сил в досадно сансарских рыночных отношениях, где мудрый автор, впрочем, может дать дельный совет. Вот такой, например: «Чтобы продать товар, надо сначала продавить борозду в мозгах».

Не знаю, искренность это или всего-то лишь откровенность, но она очень, очень, очень по делу здесь!

12.10.2018



Теги:





8


Комментарии

#0 20:43  12-10-2018Лев Рыжков    
Тяжек труд Пелевина. Раз в год - вынь да положь. Это чудовищно.
#1 22:33  12-10-2018pro.bel^4uk    
Тоже показалось, что в этой книге Пелевин был добрее к женщинам. Согласен про жвачку о 90-х. Поржал с того, как герои пытались разработать тактику обратного просветления. Типо ну его нах ваш дзен, верните мой 2007-й. В целом с обзором согласен. Спасибо, bjakinist.
#2 22:54  12-10-2018pro.bel^4uk    
Еще вот этот абзац понравился:

Есть этот Донбасс. Как бы неофициальная линия боевого соприкосновения с коварным Западом. И что они там в Донецке устраивают для духовного самовыражения? Фестиваль русскоязычного рэпа. Рэпа! Это как если бы с той стороны подъехали «зеленые береты» на «хаммерах» и организовали конкурс англосаксонских балалаечников. И победитель в боевой бандане сбацал бы «Светит Месяц» под английскую речовку и гордо вывесил на ютуб.
#3 00:49  13-10-2018mayor1     
Книгу не читал и не буду. Нету у меня борозды. Обзор хороший.
#4 23:21  13-10-2018Барыбино    
Обзор не то что плох, просто я с ним не согласен. Если коротко: для меня эта книга Пелевина - это две повести, которые автор сплел и НЕ ОКОНЧИЛ. Ну лень стало, а чотам. И так прочтут. И действительно, читают же. Общей идеи нет, ну додумывайте сами, как говорится.
#5 18:31  14-10-2018bjakinist.    
А по мне, общая идея там есть, и она на поверхности: первое буржуазное поколение русиян (собственно, Таня и Федя - первое-второе поколение читателей Пелевина) оказалось совершенно не способно покинуть пределы сансары: они все земляные, как черви, перед которыми не фиг и коаны метать.
#6 18:36  14-10-2018bjakinist.    
Т. е. это о неспособности к духовному преобразованию нашего современника - а шире - и страны в целом. Пелевин, как всегда, препротивный "скэптик".
#7 21:03  14-10-2018Renat-c    
Прочитав обзор, заглянул в книжный: тысяча шестьсот рублей. Лучше подожду до завтра, мне обещал книжеу эту наш главный художник.
#8 09:55  15-10-2018штурман Эштерхази    
Читабельно. Лучше, чем "Айфак". Первые две части - будто

прыгаешь по ссылкам в Википедии, две остальные и эпилог вытягивают.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
18:22  05-10-2024
: [8] [Критика]
...

У меня возник вопрос:
Почему здесь постят коз?

Может это зоофил
На страничку заходил?!
Или кто-то из села
К нам заехал без седла?!

Разъясните, редаки,
Объясните по-мужски:
Может быть литпром - колхоз,
Чтобы постить этих коз?...
"Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".


Почему-то все в отзывах говорят , что повесть  - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле....
11:15  19-04-2024
: [25] [Критика]
сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно

поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок.

а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса

музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга
живопись от души, от сердца
а поебень словесная - от кишечника....
В городе моего детства был общий закон
правильного, враждебного и непонятного "надо",
за неповиновение закону полагалась тюрьма.
Вокруг в песке, в тополях свидетелями молчали дома.
Потом это исчезло, не стало правильного, - выживай, как хочешь....