Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
За жизнь:: - как Боря умирать ходил![]() как Боря умирать ходилАвтор: karapuzЯвление первое. Боря Боря так мал ростом, что любая рубаха ему по колено. У него лиловая физиономия горького пьяницы, до оторопи голубые глаза щёлочками и нечеловеческой густоты, как снег белая, шевелюра дыбом. Целыми днями он, спотыкаясь и падая, бродит по посёлку с топором или каким другим инструментишком - будто бы вышел по делу, высматривая нечаянных собутыльников. Когда-то давно Боря руководил отделом снабжения на заводе железобетонных изделий. Его щедростью, если не врёт, проложен асфальт в посёлке. Свидетелями его былого могущества стоят бетонные плиты оград. Прежних хозяев уж нет, а нынешние держат ворота на запоре, и Боре туда ход заказан. Он не кормлен, не мыт и не обласкан. Жена Нонка давно махнула на него рукой. Впрочем, ест он, случись ему оказаться за трапезой в чужом доме, и в самом деле мало. Потрогает вилку, помигает застенчиво глазками да и спрячет руки под столом. Ждёт, когда нальют рюмочку. На Борином участке высится старый, кряжистый, но всё ещё крепкий дуб. Весной он долго-долго, будто из природного упрямства, не подаёт признаков жизни. И только когда всё вокруг заволакивается нежным дымком зелени, он стремительно - за пару ночей буквально, как по отмашке свыше – обрастает жёсткой курчавой листвой. Осенью - медленно сгорает золотым факелом, скупо, по одному, роняя драгоценные листья. Под его узловатыми, горизонтально растущими ветвями приткнулся Борин верстак, армейский ящик с инструментом, лохматая от старости колода и алюминиевый рукомойник на ржавом гвозде. Есть здесь и самодельный столик, за которым Боря выпивает. Есть крашеный масляной краской нужник. Ночью шуршат в листве ёжики. Тепло и сладко пахнет гнилыми стружками, прелой трухой и помоями. К дубу прислонена грубо сколоченная лестница из молодого клейкого ельника. Будучи сильно во хмелю, Боря вскарабкивается по ней, усаживается, свесив тощие ноги в болячках, на нижнем суку и принимается не зло, а горько скорее, философски и во всеуслышание - в расчете на аудиторию за соседними заборами - рассуждать о человеческой неблагодарности. Нонка не удостаивает его ни словом, ни взглядом. Копается, выставив мясистый зад из грядок с капустными головами, и разгибается лишь за тем, чтобы, уничижительно расхохотаться в ответ. В городе Нонка держит прачечную, в посёлке разводит то кур, то гусей, и дел у нее невпроворот. А когда-то Боря подобрал ее с улицы буквально. Обул, одел, усыновил её мальчонку. Облагодетельствовал. Парное, белёсое августовское утро. Из тех, что обещают перетечь в тишайший неяркий день. Боря стоит на крыльце в своём старом костюме, ботинках и галстуке. Он широко в стороны разводит руки, удивляясь длине рукавов, двигает плечами, ощущая лопатками непривычную просторность пиджака, поддёргивает брюки, лёгшие гармошкой на башмаки, и резюмирует: - В гробу и так сойдёт, нах… Боря идёт умирать. Но вперёд решает хорошенько напиться. И, не долго думая, направляется к соседу Александру Яковлевичу. Явление второе. Александр Яковлевич. Александр Яковлевич – долговязый, тощий, но жилистый мужчина с маленькой женственной головой, острыми ушками в пуху, неразборчивыми чертами лица и сальной косицей на затылке. Каждый божий день он взваливает себе на спину и, тихонько матерясь, выволакивает на двор свою плечистую супругу с непослушными тумбами вместо ног и усиками на семитском лице. Усаживает её до сумерек на стул под яблоней, укрывает, смотря по погоде, то пледом, то периной и принимается энергично хозяйничать. Дел в огороде мало – участок засажен одной картошкой лишь. Супруга басовито комментирует ход дел и по привычке даёт указания. Александр Яковлевич вполголоса и однообразно отбрехивается. Когда-то их участок славился цветником. В нём, помимо прочего, росло порядка тридцати сортов флоксов, и в пору августовского цветения весь посёлок накрывало их тошнотворным благоуханием. Супруга обезножела - и Александр Яковлевич по-своему распорядился её цветочным наследием: перепахал цветник и с тех пор сажал, кроме картошки, разве только подсолнухи по забору. Вечером Александр Яковлевич моет шею, наряжается в кумачовую рубаху, белые штаны с карманами, опрокидывает стаканчик и выходит за ворота. Прогуливается. Завидев кучку пацанов у брошенных на обочине великов, неслышно приближается, угощает семечками. Внушает им что-то авторитетно и вкрадчиво... Ровно в полночь Александр Яковлевич выуживает из-за печной вьюшки пухлую тетрадку, садится за кухонный стол, включает низкий абажур, точит, хищно оскалившись, карандаш и записывает в тетрадку стишата похабного содержания. В момент, когда вдохновение достигает своего апогея, лицо поэта густо идёт пятнами, он вскакивает и проворно убегает в уборную. Отворяется калитка. В её проёме вырастает Боря с подсолнухом на голове. Александр Яковлевич оборачивается. В руках у него лопата. - Саш, это кто? – говорит из-под яблони супруга, силясь разглядеть вошедшего. В костюме, ботинках и шляпе из подсолнуха Борю узнать трудно. - Хуй в пальто – негромко отзывается Александр Яковлевич, отставляет лопату и, нехотя, идёт к гостю. - Борь, ты, что ль? – изумляется супруга. Вместо ответа Боря отвешивает низкий поклон, касаясь земли своими белыми лохмами. Подсолнух качается в воздухе. - Вот. Проститься пришёл, Яклич,- строго говорит Боря, приняв вертикальное положение. Подсолнух снова ложится ему на макушку. - Ухожу помирать, нах… - Куда? – подходя, интересуется Александр Яковлевич. -... чем от этой язвы, нах... - загадочно говорит Боря. Александр Яковлевич поднимает брови, изображая внимание. - Саш, зябну...подай плед! - вмешивается в разговор супруга. - Хуй тебе на обед! – машинально реагирует супруг. - ...А лучше шаль! Александр Яковлевич и тут находится: - Хуя на тебя жаль! - Накатить бы...- грустит Боря. Он только теперь сообразил, что поторопился, придя к поэту в столь неурочный час. Александр Яковлевич придаёт лицу кислое выражение и разводит руками. Боря понуривается и разворачивается, чтобы уйти. - Борь, скажи Нонке – пусть зайдёт, принесёт укропу! – не унимается сидящая под яблоней. Боря тихо прикрывает за собой калитку и, не дослушав очередного поэтического экзерсиса, идёт к соседу Васе. Явление третье. Вася. Стальной ёжик волос, хмурый взгляд исподлобья, бульдожий загривок, татуированные предплечья, тельняшка с камуфляжем зимой и летом. Это – Василий. Хохол и бывший спецназовец. Служил в горячих точках. Болтают, на его счету не один десяток человеческих жизней. Трезвый - Вася смирный. Но стоит ему напиться более обыкновенного - начинает чудить. Распахивает калитку, выпадает наружу и - давай слоняться по посёлку, выискивая, к кому бы прицепиться. Повод всегда находится: вонь из чужой выгребной ямы, драчливые бесхозные гуси, криво припаркованное транспортное средство, брошенный поперек дороги шланг с откачиваемой водой... Обнаружив нарушителя порядка, Вася крепко цепляется за деталь одежды провинившегося, долго стоит так, покачиваясь и собираясь с мыслями, прежде чем формулировать какой-нибудь каверзный, с его точки зрения, вопрос. "Яблоки гусям давно не снились ?" - примеру, неожиданно говорит он хозяину обнаглевший гусей. Жена Света - стриженая, очкастая, некрасивая баба, служит инспектором в районном муниципалитете. Вася её слушается и по первому же зову, не подымая глаз, как беглый пёс, плетётся домой. Свету он по-своему любит: нет-нет, да и - размахнувшись хорошенько - погладит осторожно пониже твёрдой спины, когда та, прямая как жердь, шагает мимо по двору с ведром огурцов. Пару лет назад Свету повысили в должности, и Вася теперь числится её персональным водителем. В её лице он приобрел множество влиятельных знакомых. Статус мужа и водителя высокопоставленной чиновницы вынудил его пересмотреть свои жизненные ценности. Теперь Вася, если не срывается, наклюкивается лишь раз в году - в день ВДВ, а в остальное время мирно звякает железками у себя в мастерской. Распахивается калитка. Вася, по локти в мазуте, ковыряется в чреве машины. Замечает Борю, когда тот уже стоит, согнувшись в земном поклоне, у бампера. - Чего тебе? - говорит Вася, не вынимая рук. - Ухожу я, Василий. Помирать. Пришел, вот, попрощаться, - торжественно молвит, выпрямившись, Боря. Василий выпрямляется тоже и, растопырив руки, недоверчиво меряет его взглядом. - Последний раз при жизни видимся, стало быть, - продолжает Боря скорбно – Зачем поминок ждать? Помяни раба божьего заранее. В глазах Василия начинает плясать насмешка. - Не веришь. - горько констатирует Боря и вешает голову. Достаёт из нагрудного кармана бумажку: - Направление на тот свет! Удостоверься, нах! Голос его звенит торжеством. - Да иди ты… балаболка,– Вася снова ныряет в нутро автомобиля – К Мустафе сходи, – бросает он через плечо –Мустафа нальёт… Яление четвертое. Мустафа. Мустафа – невысокий, медно рыжий, смуглый от веснушек, юркий и мохнатый, как шмель. Вырос в детском доме и имеет семь классов образования. Утверждает, что татарин, а там – кто его разберёт? Сирота... Вкалывал каменщиком на стройках страны. Где-то в Ачинске сошёлся с разбитной официанткой. Бросил свое ремесло, купил подержанное авто и начал маленькое, но собственное дело – торговал турецким кожаным ширпотребом прямо из багажника машины. Чуть разбогатев, открыл магазинчик. Расписался со своей официанткой. Родил дочку. Раз, в бане, по легкомыслию или выпив с непривычки более положенного, сболтнул лишнего. Конкуренты по кожаному бизнесу не дремали, донесли куда следует. А может, просто припугнули. Трудно разве маленького человека на понт взять? Времена тогда были страшные... Мустафа сбыл с рук магазин со всем барахлом, машину, тёщину жилплощадь, подхватил семейство и - куда глаза глядят. Помыкавшись по углам, купил клочок земли в поселке. Строился в одиночку. И фундамент сам лил, и блоки клал... Тёща крутилась рядом, изо всех своих бабских силёнок помогая зятю. И кашеварила, и раствор мешала... Где поднести, где поддержать - везде она первая. На крышу средств не хватило, и дом получился чудной. Коробочкой. Зимой, Мустафа дочиста выскабливает двор от снега большой деревянной лопатой. Летом возится на участке. Из посадок у него – дивный виноград. Не прожив в новом доме и года, жена вертихвостка бросает Мустафу ради волоокого торговца мандаринами и уезжает с ним в Батуми. На голову татарина сваливаются заботы о малолетней дочке и тёще. Тёща, к слову, приняла сторону зятя. Мустафа сколачивает бригаду из таких же, как сам, приезжих работяг и не гнушается никакой работой. По счастью, дочка растёт красавицей и умницей на радость отцу, который и писать-то по-русски толком не умеет. Когда ей вручали золотую медаль, чурка - Мустафа с пылающими ушами стоял на сцене актового зала школы вместе с другими родителями медалистов и, волнуясь, мял кепку. Дверь Боре открывает тёща Мустафы, Трофимовна. В руках у неё свиная голова. Боря, ни слова не говоря, бухается ей в ноги. Трофимовна опешив, шарахается. - Прощай, Трофимовна, и не поминай меня лихом, - говорит он, подымаясь – Налей сто грамм на дорожку. Ухожу я. - Как – ухожу? – расширяет глаза Трофимовна. - Помирать, нах! - Как – помирать? – опять удивляется Трофимовна – А дуб? - Какой дуб? – в свой черед теряется Боря. - Как – какой? Ты, прежде чем помирать-то, вспомни, о чём мы с тобой толковали давеча! Надумал, аль нет? Боря хлопает глазами. - Надумал, говорю, дуб свой пилить али нет? Я ведь и прибавить могу! Ну, хочешь - две поллитровки? Хочешь? Ведь житья от этого дуба нет! Тень даёт – раз! Виноград от него гибнет – два! Лист от него вреднючий - три! Одну заразу копит... Ведь вся листва от твоего дуба - на нашем участке осенью! Боря молчит. - Ты помрёшь, а нам с Мустафой - что делать? С Нонкой твоей разве договоришься? Решай, голубчик! Спили! А уж потом и помирай с богом… Боря мнётся. - Так я несу поллитру? - приободряется Трофимовна. - Две, - охрипшим голосом говорит Боря. - Ну и славно! Вот и молодец! Стой тут, я - мигом… Трофимовна кладёт свиную голову на порог и исчезает. Через минуту выносит две бутылки беленькой. Боря принимает их и, молча, не подымая глаз, сует в карманы пиджака. - Может, закусить тебе вынести, а? Пельмешков?– спохватывается Трофимовна - Я - мигом! Боря мотает головой. - Борь, свиную голову прихвати, а? Я холодец втихаря от Мустафы затеяла... он не одобряет... боюсь, рассердится. Схорони пока у себя! Боря, не отвечая, идёт прочь. - А пилку-то тебе не надо разве? А то - у Мустафы есть! Ох, и ласковая! Сама пилит! Явление последнее. Дуб. Предвечернее августовское солнышко греет шершавую кору дуба. Боря стоит, прильнув к ней щекой. Серебряный крестик самолётика бесшумно режет выцветшее, с розовыми раковинами облаков, небо над головой. - Ничо... - говорит Боря, с трудом фокусируя взгляд на самолётике ,– мы ещё поживем, нах… Достает из нагрудного кармана пиджака бумажку с направлением в онкологическую больничку, рвёт её на мелкие кусочки, разжимает пальцы. И старый дуб роняет на землю свой первый в это лето, зелёный ещё, лист. Теги:
![]() 3 ![]() Комментарии
#0 19:10 03-09-2019Лев Рыжков
Весьма хорошо. Хорошо. Кондово. Александр Яковлевич какой-то очзнакомый типчик. Не Сергей Померанцев точно, но вот кто? Боря - вылитый дядя Митя Юрского. Э, да что говорить - все родные. Молодечик вы, автор. Явление такое-то РёР· названий глав СЏ Р±С‹ убрал. Рђ вообще это заебись. Литература как РїРѕ РјРЅРµ. Блять. Чё это опять Явление такое-то из названий глав я бы убрал. А вообще это заебись. Литература как по мне. клево очень. стилизация надоедает чуть раньше чем успокаивается, вот тута "одной картошкой лишь" аж глаз задергался. Финал - перевернутый - вообще отличный. Спасибо Щемяще. Персонажи выписаны с любовью. Литература, не иначе благодарю за отзывы) И чо тут литературненького? Перечисление фактов? Напоминает отчет. Идея "дуба" сплагиачена у Толстого. Ладно бы вписывалась, но нет - пришита белыми нитками, которые от стыда краснеют. Толстой описывает дуб глазами князя Болконскому: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена! » Можно уверенно сказать, один из самых сильных, по эмоциональному воздействию, моментов в романе. Князь видит одинокий старый дуб...и завершение своей жизни. Но опосля он видит тот же дуб, но вовсю зелёным... жизнь продолжается. Мне понравилось!+ Смаковал читая. Литература #10 да и врот иму ноги рапана. И вопще старик уже помер давно земля ему пухом, чо терь совсем про дубы не песать? Многие ощущения в тексте знакомы. Не то што видел в кине про любофь и голуби, а именно свои родные сука будь они не ладны ощущения рапана как всегда глубоко копает) спасибо всем ещё раз! Здравствуйте , милая карапуз! Как всегда- великолепно! по-поводу Литературы согласен, да #17 хорошая песенка спасибо Еше свежачок ![]() Каждое утро рассвет одинаков -
В небе заря занимается ярко, Зёрнами вспухших невиданных злаков В нём облачка, и огромная арка Радуги, если дождишко пролился, Птицы сквозь арку проходят, как гости, Ласточки, гуси, везущие Нильса, Плавно скользят на горящем норд-осте.... Мысля себя, как живой пустоты структуру,
простой морфологией — формой, чей ясен лик, доцент философии Иммануил Верхотуров мрачно взбирается на наивысший пик. Там озирается он, не идет за ним ли, чтоб озарить бытие, кавалькада дней (ты приглядись, как торжественно трутся нимбы, искры огня высекая, о сути нерв).... ![]() Тамара родилась в Сибири,
В ничем не славном городке. Когда ей минуло четыре, Отец ушел. И, тут, в пике Сорвались жизни двух девчонок (Тамара – старшая сестра). Их мать – сама ещё ребенок, Вставала с раннего утра, И уходила на работу, Где гнула спину за гроши, Пока не встретила кого-то, С кем загуляла от души.... ![]() Перфоратор, сверла, дрель,
гвозди и стамески, приуныли вы теперь, типа - неуместны. Сварку, бур покрыла пыль, но спросить нельзя им: неужели нас забыл бодрый наш хозяин? Может быть он заболел, иль случилась драка, так-то вроде, крепкий чел, но… бывает всяко.... ![]() Янтарное солнце на пляже
Безжалостно жарит с утра, Картинки былого коллажем Мелькают, как будто вчера: Мы были юны и прекрасны, Мы были - огонь и вода, Сливались, но пламя не гасло... Безжалостна лет череда, Проклятьем отравлены стрелы, Натужно гудит тетива, И вот уж холодное тело С молитвой кладут на дрова.... |