Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Критика:: - Этот знаменитый «Красный гаолян» писателя «Молчи!»Этот знаменитый «Красный гаолян» писателя «Молчи!»Автор: bjakinist. (Мо Янь. Красный гаолян. История одного рода: Роман. — М.: Текст, 2019. — 478 с.)Итак, самый известный роман самого известного китайского нобелиата вышел на русском. Добавим: самый свирепый, жестокий и «грязный» (в китайском смысле слова: антисанитария зашкаливает) текст писателя, который выбрал себе псевдоним совершенно «антиписательский»: Моя Янь — по-китайски «Молчи!» Еще до романа многие познакомились с его сюжетами (а сюжетов в нем много, как и судеб героев) по знаменитому фильму Чжан Имоу 1987 года. Тем не менее, роман фильма нам никак не заменит. Только благодаря тексту автора «Молчи!» мы сможем разобраться детально в мотивах поступков персонажей, в их характерах, замкнем круг судеб — не дай бог, впрочем, на себя. Потому что Мо Янь рассказывает историю своей семьи на фоне трагических событий китайской истории первой половины 20 века. А это: гражданская война, японская оккупация и маоистские безответственные эксперименты в Китае коммунистическом. Издохнуть есть все основания, передохнУть никому из героев здесь не удастся. Роман начинается с того, что с дяди отца повествователя принародно снимают кожу. Потом «молчаливый» автор проведет нас по полям сражений, карательных экспедиций, по тропам собак-людоедов и почти завершит повествование сценой группового изнасилования японскими солдатами его тети. Ко всей этой исторической и семейной «чернухе» Мо Янь добавляет немалую толику черного же, однако юмора и «магического реализма» (в ту же изнасилованную тетю после смерти вселяется демон — и сколько ж с ним повозиться пришлось окружающим!..) Ну, и добавьте образ красного гаоляна — его бескрайние поля окружают многострадальную деревушку, где все эти ужасы разворачиваются. Гаолян, ясное дело, символизирует несгибаемую силу народа, способность тела народного к регенерации после любой самой изысканной вивисекции. Мо Янь числится многими как главный постмодернист в современной китайской словесности. Как п-м автор он использует массу движков богатой литературной традиции, от классического средневекового романа о разбойниках «Речные заводи» до героических «социалистических» повестей о партизанском движении. (Тем паче, сам Мо Янь по первой профессии — политработник, «комиссар»; ему ли в этом жанре не разбираться и не без все того же черного юморка эти шняги пародировать?) Конечно, поэтика романа пронизана специфически китайскими ароматами, на что Мо Янь вообще большущий и беспощадный мастер. Дивное (и дикое!) сочетание мерзотного натурализма и запредельной поэтичности не то, что в нос шибает — сбивает с ног. Кому еще в голову придет уподобить растекающуюся по поверхности воды рвоту крышке яшмовой шкатулки? Ну, и дальше, по нарастающей… Обвыкнув в этом экзотическом мире, мы примем близко к сердцу судьбу красавицы Бабушки, которая избавилась при помощи разбойника Дедушки от нелюбимого мужа (к тому же больного проказой) и заложила основы относительно крепкой и благополучной (по местным меркам) семьи. Все в ней будет — в том числе, и любовный треугольник нас ждет, куда ж без него в повествовании о судьбах народных (привет нашему, скажем, неизбежному Шолохову, этому главному мастеру пейзанского адюльтера). Мирное течение жизни будет перемежаться боями и казнями запредельной жестокости, сценами буйной ревности, изощренной мести, яростного соперничества, просто мучениями, потому что «так карта легла» и потому что люди такие по необходимости подобрались здесь «необнакавенные». Во всей этой кровавой катавасии автор почти резвится — не потому, что «у него нет сердца», а потому что имеется свой довольно оригинальный взгляд на эти, блин-блин-блин, испытания. Вот главная идея романа: «…этот бесконечный круговорот жестокости превращал добрых и слабых простых людей в лихих злодеев, талантливых и смелых разбойников». Иными словами, нет худа без добра, и, значит, добра здесь — зацените! — навалом. Мо Янь так простраивает конфликты, что они кажутся репликами античной трагедии рока: одно злодеяние влечет за собой (в виде возмездия) другое, и конца-края этому, в общем, нет. Нет у Мо Яня, человека, пострадавшего во время «культурной революции», иллюзии, что вот, дескать, «придет Мао, Мао нас рассудит». Никакой сменой формаций никакие противоречия не снимаются — в романе, во всяком случае. Красный партизан-ветеран, наставляющий местных школьников рассказами о былых своих подвигах, в урочный час гибнет от хлада и голода, нафиг никому не нужный со своим старческим героизмом. Никакого воздаяния за перенесенные страдания в мире «Красного гаоляна» не предусмотрено. Тем не менее, роман не оставляет кафкианской безнадеги у читателя, потому что вера, что ты хоть режь народное тело, хоть его ешь, а от него не убудет, — эта вера пронизывает повествование. Будем считать, что так выглядит оптимизм по-китайски — впрочем, по-своему актуальный (в глазах некоторых «право имеющих») и для нас?.. 4.03.2020 Теги:
2 Комментарии
#0 15:13 04-03-2020Лев Рыжков
Это хорошая книжка. Я читал. Но у этого Мо Яня есть и невыносимое говнище - про то, как председатель колхоза в животных переселялся. Вот то я не смог. Заинтриговало. При случае не пройду мимо Хотя думаю если сравнивать людей с животным миром то китайцы это крысы Клятвенно обещаю не читать. Смачно описал. Зачол бы. +++ Кстати молодец автор, ты явно не лох и умеешь читать по буквам, всегда тебя стараюсь зачесть, у тебя вся критика достаточно понятная и обьекттвная. Еше свежачок Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
У меня возник вопрос: Почему здесь постят коз? Может это зоофил На страничку заходил?! Или кто-то из села К нам заехал без седла?! Разъясните, редаки, Объясните по-мужски: Может быть литпром - колхоз, Чтобы постить этих коз?... "Ди́нго — вторично одичавшая домашняя собака, единственный плацентарный хищник в фауне Австралии до прихода европейцев".
Почему-то все в отзывах говорят , что повесть - о первом чувстве девочки к мальчику. О чувстве девочки Тани к мальчику Коле.... сижу сейчас в комнате почившего недавно папы. кругом картины. и музыкальная приблуда для винила, которую я и купил, собственно
поставил первое наугад. оказался Брамс. да, старичёк мой любил Брамса. я лично подарил ему тройку пластинок. а подумалось мне вот что, озираясь по картинам под Брамса музыка, сука, самое мощное - напрямую от мозга живопись от души, от сердца а поебень словесная - от кишечника.... |