Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Палата №6:: - Ночные тропыНочные тропыАвтор: Берзарин Посвящается моему любовнику...................................................... В ПАРИКМАХЕРСКОЙ Воскресным вечером я зашёл в парикмахерскую освежить голову. На лице хозяйки заведения, моей старой знакомой, уже читалось утомление долгого дня, но встретила она меня приветливо. Я снял жёлтый свой, заснеженный пуховик, повесил его на вешалку, но нечаянно уронил чьё-то пахнущее ядовито-сладкими духами пальто, на воротнике которого притаилась гоголевская куница. Толстая, перезрелая дама, сидевшая подле, в распяленной по всей голове шапочке для мелирования, окинула меня презрительным взглядом. Я извинился и принялся усердно, как и положено в таких случаях, отряхивать пальто, хотя оно было совершенно чистым. «Да оставь ты его в покое» - недовольно сказали два неприятных рта, принадлежавших вышеупомянутой особе (один живой, настоящий; другой – зеркальное отражение первого). Сев в одно из кресел, я начал терпеливо ждать своей очереди. В парикмахерской кроме меня, дамы и самой хозяйки, находился ещё один человек – некто Дима. Кто он был такой, я не знал, но почти всякий раз, когда я приходил сюда стричься, он сидел в уголке с пластмассовой кружкой кофе в руках и романом Алексея Толстого «Петр I». Если верить его же словам, то прочитал он его не менее тридцати восьми раз. Этот читарь, этот любитель растворимого кофейка, раздражал меня, во-первых, своим внешним видом (сальная косичка; солнцезащитные очки, не снимаемые даже в помещении), во-вторых, своей пафосной манерой вести, как ему казалось, умные беседы, которые, на самом деле, были бредом сумасшедшего, накинувшего на себя личину мыслителя-софиста. Он всегда обращался ко мне на «вы», хотя по возрасту мог быть старше меня вдвое, а то и втрое. «Напомните, кто ваш любимый писатель?» - спросил он, отрываясь от книги и делая громкий отхлёб из кружки. Мне не хотелось говорить с ним, нарушать уютное течение моих мыслей, но я всё же назвал имя Флобера. - Шлобер… А что оно написало? В это мгновение я почувствовал страстное желание ударить Диму по кофейным губам. Но я совладал с гневом, который утих так же быстро, как и начался. - Флобер написал прославивший его на весь мир роман «Это влажное, шелестящее слово счастье». Но Дима уже спешил перевести разговор в иную, безопасную для него область: - Внутренний монолог останавливать не пробовали? - Зачем же? – ответил я. - Мне доставляет огромное удовольствие мыслить про себя. Что может быть естественнее? - Но позвольте, позвольте, а книги Карлоса Кастанеды, этой испанской умницы, тоже будете отвергать? Али не читали? - Читал, не все, но в количестве достаточном, чтобы вынести мой маленький вердикт. - И…? – он сильно подался вперёд и даже приспустил очки. - Это дешёвка. Комбикорм. - Как? Да возможно ли? А? Я, по-видимому, нащупал слабое место Димы, ибо от волнения он перешёл на междометия. Но, увидев, что я перестал на него реагировать, что я снова замкнулся в себе, он вернулся к прерванному чтению. Когда ворожба над головой толстой дамы закончилась, моим глазам предстали два замечательно торчащих уха и безжизненные пряди отмелированных волос, в тускловатом свете ламп казавшиеся едва ли не седыми. Впрочем, клиентка была счастлива. С каким аппетитом смотрелась она в зеркало! С какой осторожностью прятала своё сокровище под каракулевый малахай! Как плавно выносила себя на улицу, где давно уже горели жёлтым фонари и летал снег. НОЧНЫЕ ТРОПЫ Я брёл ночными университетскими тропами, ощущая бритым затылком всю грусть и нежность этого прекрасно-ужасного мира. Вот, распятая на двух дорожных столбах золотистая гирлянда, повешенная сюда за месяц до Нового Года и до сих пор никем не снятая. Я, разглядывающий её, замедлил шаг не в силах сдержать улыбки. Вот тополь: синий пластмассовый космонавт привязан чьей-то шаловливой рукой к одной из его ветвей в слепой надежде, что любопытствующий дурачок позарится, взберётся на дерево и рухнет вниз. Вот дом 67. На первом этаже врезан магазинчик по продаже DVD дисков. Его хозяин, цыган по национальности, носит меткое прозвище Раввин. У Раввина есть кот. Кота когда-то покусала собака. С тех пор, вероятно от испуга, животное перестало себя вылизывать и время от времени обрастает хахаряшками, которые хозяин с мучениями выстригает портновскими ножницами. Сколько тайн и соблазнительных подробностей вокруг нас. Прекрасен и таинственен студенческий городок ночью, когда гаснут крики и пробуждаются шёпоты. ЛУКА ПЕТРОВИЧ Я смотрю в прошлое и сквозь дымку вижу небольшую светлую аудиторию. В ней: треснутую доску, покрытую меловой пылью и кафедру, на которой раскладывает свои бумаги ныне покойный Лука Петрович Туманский, преподаватель литературы, из чудаков. На нём: заношенный серый пиджак, облюбованный катышками и волосками; короткие чёрные брюки с вытянутыми коленями и классически нелепые очки, обмотанные там и сям грязно-синей изолентой. Лысую голову украшают сложные созвездия родимых пятен, которые по слепоте или же при плохом свете можно принять за остатки волос. Один раз я видел его улыбающимся: у него прекрасные белые зубы. Лекции он читает по бумажке, усыпляющим и как бы боящимся расплескать себя голосом, с редким вкраплением живого слова. Ему никто и никогда не задаёт вопросов, поэтому трудно сказать, умён ли он. Однако за несколько дней до смерти Лука Петрович сделал кое-что совершенно ему несвойственное. Во время лекции о Мопассане он ни с того ни с сего достал из портфеля несколько рукописных листов и тихо сказал: «Мопассан примитивен. Послушайте лучше это». И начал читать вслух рассказ Олеши «Вишнёвая косточка». Я не знаю, что двигало им тогда. Одиночество? Предчувствие близкой смерти? Или, быть может, желание продлить свою, в общем-то, ненужную жизнь, зацепившись в нашей памяти вот этим нежданно-негаданным чтением? Человек уносит свои тайны с собой, и ларчик навсегда закрывается. Но если моя догадка о продлении жизни верна, то верен и расчёт преподавателя, ибо, перечитывая Олешу, я всегда возвращаюсь в прошлое. Лука Петрович живёт во мне. Я слышу его голос: «Наташа, ярок и светел день, дует ветер, ещё более раздувающий свет дня. Ветер качает моё дерево, и оно скрипит лакированными частями. Каждый цветок его встаёт и снова ложится, и оттого оно становится то розовым, то белым. Это калейдоскоп весны, Наташа. Пять лет тому назад вы угостили меня вишнями, помните? Неразделённая любовь делает память нищей и яркой. Я помню до сих пор: ваша ладонь была лиловой от вишнёвого сока, и вы свернули её трубкой, ссыпая мне ягоды. Я унёс косточку во рту. Я посадил дерево в память о том, что вы меня не любили. Оно цветёт. Вот видите: я был осмеян тогда; мужественен был Борис Михайлович, победивший вас, я был мечтателен, инфантилен. Я искал в мире дрозда, пока вы целовались. Я был романтик. Но вот смотрите: твёрдое, мужественное дерево выросло из зерна романтика. Вы знаете: вишнёвый цвет – это душа мужчины, так считают японцы. Смотрите: стоит низкорослое крепкое японское дерево. Поверьте, Наташа, романтика – мужественная вещь, и над ней не стоит смеяться… Ведь всё дело в том, как подойти. Если бы Борис Михайлович застиг меня сидящим на корточках в пустыре и закапывающим инфантильную косточку, он ещё раз почувствовал бы свою победу надо мной - победу мужчины над мечтателем. А я ведь в это время прятал в землю ядро. Оно лопнуло и выпустило ослепительный заряд. Я прятал в земле семя. Это дерево – мой ребёнок от вас, Наташа. Приведите сына, которого вам сделал Борис Михайлович. Я посмотрю, так ли он здоров, чист и безотносителен, как это дерево, родившееся от инфантильного субъекта?». ПОЛЁТ БАБОЧКИ Гуляя в парке, я встретил трёх кожаных фашистов. Они молча курили, когда я крикнул им: «Эй, вы, лупни!». Безусловно, сделанный мною шаг был необдуманным, глупым, но, я был не в силах противиться полной луне, оживившей во мне хамоватого гусара. Этот гусар, поработивший меня подлинного, искал смерти, стремился к ней, забивал голос моего разума. А, может быть, полнолуние вовсе ни при чём? Не нож ли бабочка, покоившийся в моём пуховике придавал мне смелости? Как бы то ни было, но мы, изрядно припорошенные снегом, твёрдо шагали навстречу друг другу. И тогда я поступил вот как: очень театральным, очень амплитудным движением руки извлёк из кармана сверкающую бабочку. Одурманенная снежной пыльцой - она полетела. Стоит ли говорить, что фашистики, два жалких мальчика и девочка, напуганные устрашающими взмахами металлических крыл и боевым кличем человека, которому было нечего терять, бежали - и бежали как последние ничтожества? Преследовал я их долго. Девочка сильно отстала от своих приятелей, но страх не позволил ей сдаться. Ветви-прутья секли ей лицо, пытаясь сорвать шапку; – и, наконец, сорвали, оголив бритый затылок. Я воображал: вот бы мне сейчас плеть, чтобы исхлестать в кровь эту безмозглую голову, набитую фашистской мурой, которая с равным успехом могла быть мурой пацифистской, рокерской, рэпперской, мормонской, языческой, да какой угодно! Злокачественный гусар отделился от меня, поднялся в воздух и уже оттуда наблюдал, как сердитый молодой человек в жёлтом, не разбивший в жизни ни одной тарелки, не обидевший ни одной назойливой мухи, хрипел и скалился в волчьем оскале. Утомившись долгим преследованием, я остановился перед вязаной шапкой беглянки. Шапка была конусовидной, длинной, уродливой. Я надел её. ХОЛОЛАНХИНХО - Здравствуй, Антоша! – приветствовал меня сзади чей-то голосок. Я оглянулся и увидел: дымчатого котика о двух головах. По сути, устрашающее зрелище, но напуган я не был, ибо лет с пятнадцати вижу подобные чудеса во сне. Как я уже сказал, котик был двухголов. И обе головы были прекрасны. Голова, говорившая со мной, имела два бездонно-синих, слегка раскосых глаза; алый, замечательно очерченный ротик и густые матовые усы. Вторая голова, внешне ничем не отличавшаяся от первой, крепко спала, неловко свесившись на короткой шее, которую украшали красно-белые деревянные бусы, подобные тем, что продаются турецкими торговцами за доллар. Котик был дружелюбен и разговорчив. - Здравствуй, Антоша! Я Хололанхинхо, – сказал он. - Здравствуй, Хололанхинхо, - к моему удивлению я произнёс его имя без ошибок. – Почему ты разговариваешь со мной? - Потому что ты назвал пароль. - Какой пароль? - Шапочка для мелирования – раввин - Мопассан – злокачественный гусар. Как ты понимаешь, это чрезвычайно сложная комбинация, но ты её угадал, и поэтому я здесь. - Невероятно. А почему у тебя две головы? (прежде чем Хололанхинхо ответит на мой вопрос, в скобках отмечу, что вся беседа велась нами непринуждённо, на ходу: мы просто шли по тропинке, в глубь парка, окружённые голыми тополями, сугробными насыпями, сломанными аттракционами). - У меня две головы, потому что у меня две сущности: добрая и злая. Если угодно, я что-то вроде древнеримского Януса, только ацтекского происхождения. Сегодня тебе открылась моя добрая сущность. А это значит, что встреча со мной не будет иметь для тебя дурных следствий. Ты можешь задавать вопросы и получать ответы. - Спящая голова – это твоя злая сущность? - Да. Сегодня она отдыхает. Мы спим по очереди. - Как часто ты являешься людям? - Ничтожно редко. - Из-за сложности пароля? - Да. - Ты сказал, что я угадал комбинацию, но ведь я не называл тех слов. - Не называл, но думал о них. - Ты многое обо мне знаешь? - Вся твоя жизнь и мысли открылись мне, когда ты случайно вызвал меня из Сумеречного Мира. - Я пишу рассказы. - Читал. - Тебе они нравятся? - Не очень. - Понятно. Некоторое время мы шли молча, потом я спросил: - Кто привязал синего космонавта к ветке? Кот улыбнулся. - Его привязал Раввин. Из подлости. Жаждет, чтобы кто-нибудь свалился с дерева. - А ты можешь его отвязать? - Могу. Ты хочешь, чтобы я это сделал? - Вообще-то да. Я уже лез за ним однажды, и чуть было не упал. - Исполнено. - Я могу ещё что-нибудь пожелать? - Тебе нечего больше желать. Ты счастлив. Ты живёшь в гармонии с собой. - Но я, кажется, одинок. - Это хорошо. Сердце, не вкусившее хлада одиночества, не познает пламени любви. - Звучит пафосно. На мой взгляд, фраза из разряда дешёвок. - Может быть, но суть передана верно. А могу теперь я попросить тебя кое о чём? - Конечно. - На днях тебе принесли стихотворение. И ты им очень восхищался. Прочти мне его. - С удовольствием. Я закрыл глаза и принялся неторопливо декламировать знакомые строки: Я на сцене. Я - марионетка. Руки вздернуты в искусственной мольбе. Я одета в платье. Я - конфетка. Всё на радость залу и тебе. Моя роль заучена до скуки: Плачь, метания, печаль, огонь в словах… Я свои заломленные руки Прячу в тёмно-красных кружевах. Ты стоишь невидимый и строгий, Держишь нити, что идут ко мне, Чертишь мои новые дороги, Говоришь, что видеть мне во сне. А теперь как будто вальс играет? Слышишь? Так, давай! На раз-два-три. Медленно и тихо умирает Гордость, что задавлена внутри. Ты захочешь – рассмеюсь, станцую; Ты прикажешь – сяду там, в углу; Ты убил меня, свою простую… Создал куклу и назвал Лулу. Привязал к локтям тугие нити, Все суставы гибкие пленил. Я твоя ручная Нефертити. Ну зачем меня ты полюбил? Я не спешил открывать глаза, ибо, когда смолкла последняя стихотворная нота, упоительное счастье пронзило меня всего. И природа этого внезапно нахлынувшего счастья была какой-то земной, грубоватой и, если хотите – электрической. Я вдруг осознал, что молод, талантлив, полнокровен, и что жизнь моя только начинается. Я как бы животом увидел своё будущее. И оно, о други, было прекрасным. Я попросил Хололанхинхо рассказать мне о Сумеречном Мире, но он не отвечал. И тогда, открыв глаза, я увидел, что двухголовый котик мелко, мелко семенит лапками в противоположном от меня направлении. Я долго провожал его взглядом, задаваясь вопросом, действительно ли он любит стихи. Теги:
2 Комментарии
#0 09:57 07-03-2023Лев Рыжков
Что-то поколенческое. Не путать с поколенным. "Посвящается моему любовнику"- на ресурсе уже пидарасню приветствуют? Это рубрика Рекоменд? Еше свежачок Часть 1. Начало безрадостное.
Один почтенный гражданин вполне солидного вида и выгодного жизненного возраста служил в ЛитПромхозе Главным Куратором и был очень начитанный, особенно всякой классики начитался – ну там, разных Бальзаков, Чеховых, Пушкиных и прочих знаменитых писателей.... А у нас в палате номер три
От свобод дарована свобода, А у нас в палате номер три, Что ни пациент, то Квазимодо. Капают на нервы три сестры, Шлёпаем под ручку я и ты, Шаркаем два брата- акробата. Камеры повсюду, кварц по хатам.... всё на своих местах
вселенная в полном покое стрелка рубильника смотрит на нах отсчитывая тишину до убоя звёзды вписались в кресты точно по кругу не понарошку три медвежонка прут из избы стул поварёжку и детскую плошку.... Strange and crazy.
Странное и совершенно чебурахнутое (охренеть). Вышла из подклети Челядь Дворовая кривобокая подышать свежим воздухом и заодно немножко посучить свою Пряжу на солнышке.... |